Закон "О госзакупках" становится накладным

21 февраля в Госдуме состоялись парламентские слушания по противодействию коррупции, в рамках которых Счетная Палата РФ озвучила итоги изучения тендеров за 2010 год

Результаты анализа оказались неутешительными — закон "О госзакупках" принес бюджету 38 млрд рублей убытков. С учетом недополученной прибыли казна РФ недосчиталась почти 1 трлн рублей.

По словам депутатов, роль парламента в процессе противодействия коррупции явно недостаточна. Одним из предложений являлось обсуждение будущего закона, по которым Госдума сможет создавать временные комиссии по конкретным ситуациям, а члены комиссий будут иметь расширенные контрольные полномочия. Кроме того, Дума может принять законопроект, вводящий "презумпцию виновности" для чиновников, когда их необоснованные доходы будут считаться априори преступными, пишет GZT.ru.

В Счетной палате по итогам анализа тендеров за прошедший год пришли к выводу, что прямые убытки бюджета составили 38 млрд рублей. Представитель СП Александр Коровин в связи с этим заявил, что если посчитать косвенные и недополученную прибыль, то сумма составила бы 1 трлн руб. Такие шокирующие результаты, по мнению экспертов, стали возможны благодаря ФЗ-94 "О госзакупках", который создает условия для коррупции, вынуждая предпринимателей-участников снижать цену услуг и товаров и, по сути, заниматься демпингом.

Напомним, осенью президент России Дмитрий Медведев поручил правительству РФ разработать концепцию новой редакции федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. 13 ноября, выступая с ежегодным посланием Федеральному собранию, Медведев заявил о необходимости переработки федерального закона о государственных закупках, сообщил "Финмаркет". Тогда президент подчеркнул, что "ситуация уже вышла за грань разумного. По самым скромным оценкам, нецелевые расходы, включая воровство, откаты и прочие нецелевые расходы, составляют не менее триллиона рублей. Поэтому пора начинать работу над новой редакцией закона о госзакупках, более продуманной и более современной".

Глава комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум в декабре пояснил, что работа над новой редакцией начнется в весеннюю сессию Госдумы и к лету закон будет принят окончательно. Чиновник заявил, что "нельзя уложить все многообразие государственных закупок в прокрустово ложе универсальных процедур. Существуют, например, закупки товаров с заранее известными потребительскими свойствами. Есть сложные закупки, такие как размещение подрядов на проведение строительных или опытно-конструкторских работ".

Соответственно, аудиторы в настоящее время выступили с предложением ввести многоступенчатую систему торгов с предварительным квалификационным отбором их участников. В числе озвученных предложений — проведение экспертизы коррупционности торгов не по итогам, а до начала аукционов, закрепление приоритета отечественного производителя, а также утверждение закрытого перечня "измеряемых показателей, правоспособности, финансовой устойчивости и квалификации участников торгов и условий допуска к исполнению заказов для государственных и муниципальных нужд". Депутаты, по их словам, стремятся дать заказчику инструменты для проведения эффективных государственных закупок.

По итогам парламентских слушаний решено было ускорить принятие ряда законов, которые существенно усилят роль парламента и депутатов в процессе противодействия коррупции (в рамках конституционных полномочий ФС). Депутаты считают закон, в котором будут прописаны функции парламентского контроля, жизненно необходимым.

 

Выбор редакции