В Москве объявлен еще более недоступный для участников конкурс на поставку трамваев

Властями Москвы были опубликованы обновленные технические требования к скоростным низкопольным трамваям, на которые город собирается потратить 9 мдрд руб. Сроки поставки и начальная цена, как и заявляли в городском департаменте транспорта, остались без изменений. Но в требования добавили пункт о минимальном опыте успешной эксплуатации основных элементов оборудования и конструкции на аналогичных моделях в течение 2-х лет.

Конкурс на поставку трамваев Москве на сумму 9,2 млрд руб. был объявлен еще в июле текущего года и сопровождался тогда неприятными разбирательствами: участники торгов — Уралвагонзавод (УВЗ) и группа "Синара" — обратились в ФАС с жалобой на организаторов тендера, уличив их в наличии преференции Alstom. «Техническое задание написано специально под разработанный Alstom трамвай Citadis Istanbul 301 X», — указал в своей жалобе УВЗ. И хотя претензии участников конкурса были признаны необоснованными, антимонопольщики все-таки дали предписание о проведении нового конкурса.

 В августе глава департамента транспортаглава Максим Ликсутов организовал встречу с потенциальными участниками новых торгов. Помимо тех компаний, которые подали заявки еще на участие в первом конкурсе ("Синара — транспортные машины", Bombardier, Уралвагонзавод, "Альстом" и Усть-Катавский вагоностроительный завод), на нее также были приглашены испанская CAF и хорватская KONCAR. В ходе встречи обсуждались новые условия технического задания, участники имели возможность высказать накопившиеся претензии к московским властям, сообщил РБК daily источник, который находится в курсе сложившейся ситуации. По его словам, в результате встречи было принято решение о том, что новый конкурс будет объявлен 25 сентября, а срок подачи заявок увеличится до 90 дней, чтобы у участников было достаточно вречени для подготовки предложений, а требования к закупаемым трамваям, наоборот, были смягчены.

Однако новый конкурс был объявлен уже 11 сентября. А установленный срок для подачи заявки на участие  —  до 4 октября. Поставщика же должны выбрать уже 15 октября, как следует из документации на сайте госзакупок.

 Основные пункты требований к трамваям остались практически без изменений: длина вагона должна быть 25—30 м, срок службы — 30 лет, вместимость — 175—255 человек, максимальная скорость — 75 км/ч. Но были дополнены новым условием, согласно которому основные элементы оборудования и конструкции "должны быть подтверждены опытом успешной эксплуатации на протяжении не менее двух лет на аналогичных моделях трамваев".

Срок поставки трамваев —  2013—2014 гг. Правда, до конца неясной пока остается максимальная стоимость контракта: в технической документации она не превышает 9 млрд руб., а в других документах указывается уже 9,2 млрд руб.

 "Мы шокированы поведением столичных властей", — сообщил РБК daily заместитель гендиректора УВЗ Семен Млодик. По его словам, г-н Ликсутов лично обещал участникам предоставить 90 дней на подготовку тендерных предложений. Но новый конкурс еще хуже прежнего: откуда-то появился пункт о двухлетнем опыте работы, возмущается представитель УВЗ. При этом он заявил, что компания не смотря ни на что будет участвовать в тендере.

 В москоском департаменте транспорта не прокомментировали ситуацию с конкурсом. В департаменте Москвы по конкурентной политике также не ответили на запрос РБК daily. Между тем источник, осведомленный о ходе ситуации, сообщил, что новый конкурс был объявлен практически "стихийно". "В 17.00 вторника на сайте госзакупок появился протокол об отмене конкурса, а уже в 20.00 были опубликованы новые условия", — говорит собеседник РБК daily.

 К сожалению, по факту изменений нет: московские власти подгоняют имеющуюся технологию под конкретную модель, комментирует сложившуюся ситуацию глава агентства Infranews Алексей Безбородов. До размещения новых условий, следовало провести полномасштабную работу по данному вопросу и доказать целесообразность закупки такого большого количества трамваев для города, считает аналитик. "Я вот, например, не знаю, где они будут курсировать и каким образом: будет ли это выделенная полоса или есть задумка построить специальную эстакаду? Если последнее, подобная задумка уже была в Петербурге и оказалась очень дорогостоящей, боюсь, что столичный бюджет тоже ее не потянет", — рассуждает г-н Безбородов.

  В Alstom, который участвовал в предыдущем конкурсе вместе с "Трансмашхолдингом", отказались комментировать проведение новых торгов, однако заверили, что "непременно примут в них участие". Среди других возможных конкурсантов — "Синара" и Усть-Катавский вагоностроительный завод, уже принимавший участие в предыдущем тендере. По словам того же источника, ранее этим тендером интересовались Siemens и KONCAR, но после ознакомления с заявленными требованиями обе компании отказались от идеи участия в конкурсе.
 

Выбор редакции