Реформа госзакупок поправками не ограничится

Правительственный проект поправок в Федеральный закон №94, внесенный в понедельник в Госдуму, продолжит корректировку системы госзакупок

При этом на ее масштабное реформирование ориентирован проект своеобразного "закупочного кодекса", который МЭР, по поручению президента России Дмитрия Медведева, должно разработать и внести в правительство к 1 сентября, разъяснили Вестям.Ru в Минэкономразвития.

Дискуссия о возможном преобразовании существующей системы госзакупок продолжается третью неделю. Наиболее активные споры велись о том, следует ли усовершенствовать названную систему на основе действующего закона ФЗ-94 за что выступала ФАС, или закрепить иные системные подходы в новом законе — позиция МЭР.

Практика реализации утвержденного в 2005 году Федерального закона №94 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" вызывала немало нареканий. В частности, оказалось, что электронные аукционы, призванные обеспечить более эффективную и меньшую цену, в сравнении с заявленной стартовой ценой, нередко носили договорной характер. "Сначала мы обговаривали с заказчиком параметры поставок своей продукции, а затем, по его просьбе, формулировали такие условия сделки, которые обеспечили бы нашу победу на аукционе и заодно уведомили бы прочих претендентов о том, что им здесь ничего не светит", — подтвердил Вестям.Ru один из игроков рынка.

В результате проблема злоупотреблений при госзакупках стала распространенной. И дело дошло до того, к примеру, что стоимость закупаемого медоборудования в разных регионах различалось едва ли не в разы. Типичный пример о приобретении кувеза для транспортировки новорожденных в Иркутском перинатальном центре за 800 тысяч рублей и за 1 миллион 300 тысяч — в Пермском привел на недавнем совещании в Рязани премьер-министр РФ Владимир Путин.

В этой ситуации ФАС выступила за регламентирование звеньев планирования и контроля качества закупленной продукции — в рамках дальнейшего совершенствования ФЗ-94. Как подчеркнул глава ФАС Игорь Артемьев, за последние шесть лет экономия бюджетов всех уровней, благодаря действию данного закона, составила 1,068 триллиона рублей.

Но эта экономия определялась арифметическим вычитанием из гипотетической общей стоимости сделок, с учетом стартовой цены, сумм, полученных по итогам аукционов. И ее КПД представлялся весьма сомнительным — в условиях непрозрачного ценообразования, возражал на это замглавы Минэкономразвития Алексей Лихачев. В начале марта МЭР опубликовало концепцию Федеральной контрактной системы, призванной в будущем заменить ФЗ-94. Концепцией предусматривается определенная либерализация и диверсификация процесса госзакупок (в зависимости от типа заказа) — при планировании и стандартизации конкретных госнужд (в том числе, и по обустройству чиновников различных рангов), а также организации системного контроля над конечным результатом. С этой целью, продолжил Лихачев, очевидно, потребуется создание специальной структуры, представители которой, в частности, сопровождали бы сложные крупные проекты, контролируя необходимость заказанных товаров и соответствие их качества заявленным задачам."Таким образом, новый закон будет направлен на то, чтобы поощрить законопослушных участников рынков и эффективно наказать недобросовестных игроков", — ответил Вестям.Ru замглавы МЭР. И уточнил: чтобы данный закон был успешно реализован, в дополнение к нему также понадобится принять целый пакет подзаконных актов.

Предстоящую масштабную работу МЭР, по поручению президента Дмитрия Медведева, необходимо завершить к 1 сентября, пояснили Вестям.Ru в министерстве. А пока в рамках совершенствования закона №94 в Думу были внесены необходимые поправки, которые тоже представляются симптоматичными.

Как рассказал в комментарии для Вестей.Ru глава думского комитета по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум, этим проектом, в частности, оговаривается обязанность заказчиков обосновывать начальную цену контракта с указанием источников получения соответствующей информации. Также этим документом регламентируется право заказчика устанавливать требования по сроку и (или) объемам предоставления гарантий качества товара (работ, услуг). Такое требование признается обязательным, если речь идет о поставках машинного оборудования. Помимо прочего, правительство РФ наделяется правом устанавливать порядки формирования стартовой цены на отдельные виды товаров и предъявлять встречные требования при исполнении госконтрактов. Предполагается, что в первом чтении этот законопроект будет рассмотрен в среду 6 апреля, а окончательно утвержден — до конца текущего месяца.

Стремление сделать более прозрачным процесс формирования итоговой цены госзакупок, как и намерение диверсифицировать их организацию (что особенно важно при обеспечении научно-исследовательских работ) можно приветствовать, заметил, в этой связи, Вестям.Ru ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев. Но очень важно, добавил он, чтобы совершенствуя правила игры, власти доводили до конца расследования по делам тех, кто их нарушает. "Разумеется, нынешняя система госзакупок, с известной практикой "откатов" и нередкими примерами, когда, предложившая самую низкую цену на аукционе, компания далее, за эту низкую цену, отказывается работать, нуждается в преобразовании. Но при этом необходимо избежать и излишней зарегламентированности и зацентрализованности предполагаемых новаций", — заявил, в свою очередь, Вестям.Ru руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Как он предположил, для эффективного сопровождения значимых нетиповых проектов также можно было бы задействовать независимые экспертные комиссии.

Вопрос о дальнейшем модернизации системы госзакупок имеет огромную цену — порядка четырех триллионов рублей, напомнил председатель комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров.  

Выбор редакции