При сохранении системы госзаказа МСБ может получить до 800 млрд рублей

Если существующая система госзаказа не будет демонтирована, малый и средний бизнес получит доступ к торгам на сумму от 400 до 800 млрд рублей в год. Об этом заявил руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Игорь Артемьев, выступая 23 марта на седьмом форуме - выставке «Госзаказ 2011»

Все, что делалось и делается в сфере госзаказа, направлено на борьбу с коррупцией, подчеркнул глава антимонопольной службы. «94-й закон «О размещении заказов…» регулирует только лишь часть, касающуюся размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, он не идеален, но он сделал свое дело, принес много пользы для страны, и сейчас нуждается в доработке»,— цитирует слова И.Артемьева пресс-служба ФАС.

По мнению главы ФАС России, несомненными плюсами 94 ФЗ является создание единого экономического пространства за счет внедрения единого интернет-портала, на котором публикуется вся информация о торгах, переход на электронные процедуры, экономия бюджетных средств и развитие конкуренции.

Игорь Артемьев привел несколько цифр, демонстрирующих, что 94 ФЗ прочно вошел в экономическую жизнь страны: на 5 электронных площадках зарегистрировалось около 100 тыс. компаний, количество заказчиков составляет около 300 тыс., количество запросов на едином портале достигает 2,5 млн. в день, ежедневно проводится от 3 до 5 тыс. аукционов.

«Очевидно, что нужно донастраивать имеющуюся систему госзаказа, в целом основа заложена, тысячи людей в стране стали профессионалами в области госзаказа, появилась новая профессия»,—считает И.Артемьев.

Глава ФАС России озвучил некоторые предложения ведомства по реформированию системы госзаказа. По мнению И.Артемьева, необходимо осуществить централизацию закупок. «Поликлиники должны лечить людей, а не разбираться в тонкостях госзаказа», — уверен руководитель ФАС России.

И.Артемьев отметил, что до сих пор встречаются случаи, когда документация на торги «затачивается» под определенную фирму. «В этом есть признаки сговора между заказчиком и поставщиком», — сказал И.Артемьев и пообещал в этом году уже первые уголовные дела по факту сговора на торгах.

Предложенные ФАС России поправки решают проблему завышения заказчиками стартовой цены контракта: после принятия поправок заказчик должен будет обосновывать начальную (максимальную) цену контракта.

Игорь Артемьев также отметил, что необходимо отказываться от «слабых форм» — запроса котировок и переходить на процедуры коротких аукционов.

Глава антимонопольного ведомства также отметил недостаточную отраслевую спецификацию. «Речь идет не столько о строительстве, хотя голос строителей по этому вопросу слышнее всего. Эта проблема может быть решена за счет разработки типовых контрактов», — сообщил И.Артемьев.

Проблемной точкой в сфере госзаказа в ФАС России также считают и длительные процедуры судебного расторжения контрактов. В связи с этим антимонопольный орган предлагает создать межведомственную комиссию, которая бы давала разрешение на одностороннее расторжение контрактов со стороны заказчика.

В ходе своего выступления глава ФАС России также отметил, что в настоящее время у заказчика отсутствует мотивация для экономии бюджетных средств. «Наказание за совершенные правонарушения существенное, каждый день мы штрафуем по 250 чиновников, а вот поощрения заказчиков, сумевших сэкономить значительные бюджетные средства, нет», — сказал И.Артемьев и предложил часть сэкономленных средств направить на премии и бонусы заказчикам, обеспечившим экономию бюджетных средств. Другую часть сэкономленных средств И.Артемьев предлагает направить в фонд инновационного развития.

Напомним, что за 5 лет действия 94 ФЗ экономия бюджетных средств составила более 1 трлн 68 млрд рублей.
 

Выбор редакции