Минэкономразвития признает утратившим силу действующий закон о госзакупках

Минэкономразвития подготовило и направило на согласования в ведомства концепцию законопроекта о федеральной контрактной системе (ФКС), в соответствии с которой предлагается признать утратившим силу действующий закон о госзакупках

Как сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе министерства согласно поручению, документ будет внесен в правительство до 1 апреля.
   
В концепции, опубликованной на сайте министерства, поясняется, что ФКС — "совокупности норм и правил, обеспечивающих единый технологический цикл организации закупок для обеспечения государственных (муниципальных) нужд".
   
Законопроектом вносятся изменения в Гражданский кодекс, Бюджетный кодекс и иные законодательные акты РФ, при этом признается утратившим силу федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (так называемый закон о госзакупках).
   
В концепции отмечается, что существующее законодательство "не обеспечивает единства подходов к регулированию всего цикла государственных (муниципальных) закупок". Наряду с этим, констатируются правовые пробелы в регулировании отдельных закупочных этапов и процессов.
   
"Так, на стадии формирования (планирования) государственного заказа действует бюджетное законодательство, которое ориентировано на обеспечение целевого и эффективного использования средств бюджета. Не установлены критерии и порядок определения объемных и качественных показателей государственных (муниципальных) нужд. При этом взаимосвязь бюджетного процесса и планирования государственных закупок в целях обеспечения государственных нужд осуществлена не в полной мере. В результате отсутствует должная связь между параметрами бюджетных ассигнований, объемными и качественными показателями предоставляемых государственных услуг, с одной стороны, и параметрами государственных контрактов, их результатами, с другой стороны", — отмечают в Минэкономразвития.
   
Во-вторых, на взгляд разработчиков концепции, не полностью используется инвестиционный потенциал государственного (муниципального) заказа. В-третьих, не задействован пока инновационный потенциал государственного (муниципального) заказа в интересах модернизации отечественной экономики.
   
В Минэкономразвития отмечают, что в действующем законе о госзакупках значение цены как критерия оценки конкурсных предложений в ряде случаев преувеличено. "Существующие ныне процедуры позволяют участвовать в размещении заказа и побеждать поставщикам с низкой квалификацией, не обладающим возможностями для исполнения государственного или муниципального контракта", — говорится в документе.
   
В концепции поясняется, что ключевым отличием контрактной системы от действующего порядка является "создание сквозного цикла организации закупок, анализ и сопоставление ключевых параметров контрактов в целях обеспечения выполнения публично-правовыми образованиями возложенных на них обязательств и повышения качества обеспечения государственных (муниципальных) нужд".
   
В этих целях законопроект определит основное содержание государственного (муниципального) заказа, в том числе введет понятие библиотеки типовых контрактов, установит порядок её публичного оборота.
   
Впервые устанавливаются особенности организации поставок продукции в зависимости от предмета и объема контракта, существенных контрактных условий. Законопроект опишет процедуру классификации товаров по группам, алгоритм выбора способа организации поставок в зависимости от типа закупаемой продукции, а также определит условия использования выбранного способа.
   
Впервые предлагается регламентировать действия по прогнозированию и планированию обеспечения государственных (муниципальных) нужд, установить состав обязательных документов планирования и определить порядок обоснования ключевых параметров планируемых контрактов в целях последующего мониторинга размещения и исполнения контрактов, анализа контрактных результатов.
   
Законопроект исходит из принципа дифференциации режимов закупок в зависимости от предмета контракта и его существенных условий. Окончательный выбор конкретного способа размещения заказа требует публичного обоснования, увязан с соответствующими требованиями по планированию, исполнению и приемке результатов контрактов.
   
Законопроект существенно расширяет перечень способов размещения заказа на приобретение товаров, работ и услуг. Заказчик наделяется правом использовать следующие способы: электронный аукцион, электронный аукцион с предквалификацией, открытый одноэтапный конкурс, открытый одноэтапный конкурс с предварительным квалификационным отбором, открытый двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый двухэтапный конкурс, конкурентные переговоры.

Выбор редакции