Минэкономразвития обнародовало концепцию проекта закона «О федеральной контрактной системе» (ФКС)

По мнению экспертов, он станет новым витком принципиального противостояния между ФАС, всеми силами защищающей 94-ФЗ (закон о госзакупках), и Минэкономразвития, уверенным, что закон нужно переписать

О действующей версии закона о госзакупках авторы концепции ФКС высказываются
не самым лестным образом. «Одним из результатов применения 94-ФЗ стало
кардинальное увеличение государственного заказа, размещаемого на внеконкурсной
основе, что свидетельствует об исчерпании антикоррупционного потенциала текущего
нормативного правового регулирования в области государственных закупок», — пишут
они. Более того, существующие процедуры позволяют участвовать в размещении
заказа и побеждать поставщикам с низкой квалификацией.

Перечисляются и другие недостатки 94-ФЗ. «В законе крайне ограничены варианты
допустимых способов размещения заказа. Значение цены как критерия оценки
конкурсных предложений в ряде случаев преувеличено», — считают в
Минэкономразвития. Кроме того, недостатки правового регулирования приводят к
распространению случаев поставки некачественных товаров и услуг.

ФАС, в свою очередь, защищает свое видение закона о госзакупках. Его
обновленную концепцию ведомство представило в конце февраля в исполнение
поручения Дмитрия Медведева. Напомним, что в ноябре 2010 года президент
раскритиковал действующую систему госзаказа. По его данным, каждый год казна
теряет более 1 трлн руб. в год. Ответственным ведомствам было поручено исправить
ошибки.

О том, что Минэкономразвития готовит свою версию закона, антимонопольщики
знали, отметил глава службы Игорь Артемьев. «На наш взгляд, президент поручил
усовершенствовать действующий закон, а не писать новый», — заметил он.

Неприязнь на почве госзаказа у Минэкономразвития и ФАС взаимная. Ведомство
г-на Артемьева категорически ФКС не приветствует. «Тот закон, который предлагает
Минэкономразвития и Высшая школа экономики, приведет к росту коррупции в стране.
Это противоречит целям по доработке законодательства с целью исключения
коррупционных норм, о которых в своем послании говорил президент. Закон
предлагает разрушить все, что сделано за последние пять лет, и начать с нуля», —
считает начальник Управления контроля размещения государственного заказа ФАС
Михаил Евраев. По его словам, Минэкономразвития предлагает заказчику,
окруженному бюджетными деньгами, полную свободу действий: он может допускать
любых поставщиков по критерию репутации, выбирать, участвовать в электронном
аукционе или нет. «Это приведет к резкому росту коррупции в нашей стране и
отсутствию какой-либо конкуренции», — заключает он, добавляя, что ФАС не
идеализирует 94-ФЗ. В нем остались нерешенные вопросы, над ними ФАС активно
работает.

Более того, по мнению чиновника ФАС, закон Минэкономразвития вернет нашу
страну в недавнее прошлое — до 1 января 2006 года, когда в сфере госзаказа царил
произвол и отсутствовала конкуренция. «94-ФЗ ввел конкурентные процедуры в сферу
госзаказа. Сейчас начал работу общероссийский портал, электронные аукционы,
предприниматели за пять рабочих дней могут обжаловать и восстановить свои
права», — защищает 94-ФЗ г-н Евраев.

Как отмечает г-н Евраев, обновленная концепция 94-ФЗ, как и концепция ФКС от
Минэкономразвития, включает комплексный подход к процессу закупок: от
планирования закупок до оценки результатов. «Мы тоже предлагаем регламентировать
весь цикл госзакупок. Мы отличаемся лишь тем, что Минэкономразвития предлагает
внедрить коррупционные практики, а мы считаем, что это делать никак нельзя», —
иронизирует он.

«ФАС выступает против радикальных изменений 94-го закона и за постепенное
совершенствование практики применения отдельных статей, а Минэкономразвития
выступает за радикальные изменения и предлагает концепцию федеральной
контрактной системы, в основе которой должно лежать полностью новое
законодательство о госзакупках, т.е. они фактически выступают за отмену 94-го
закона
и за полностью новый закон», — поясняет эксперт Национального института
системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) Алексей
Шестоперов.

Эксперты уверены, что пока ни один из предлагаемых вариантов не идеален и их
нужно активно дорабатывать. «94-й закон в сравнении с законодательствами других
стран не самый худший. Там достаточно много новаций и рациональных вещей, но
его, конечно, надо дорабатывать», — говорит Андрей Храмкин, добавляя, что ФКС и
94-ФЗ не взаимоисключающие вещи. «Просто 94-ФЗ должен быть со временем встроен в
ФКС», — уверен он.

Высказать свое мнение о реформе госзакупок мы предлагаем вам на нашем форуме.

Выбор редакции