Комитет ГД рекомендовал принять поправки в закон о госзакупках

Профильный комитет Госдумы по строительству и земельным отношениям рекомендовал палате принять 11 апреля поправки в федеральный закон о госзакупках во втором чтении, такое решение было принято в субботу по итогам заседания комитета

Вместе с тем, принято решение, что законопроект будет уточняться в воскресенье. Эти уточнения касаются формулировок основных терминов и понятий законопроекта.

"Речь идет о том, что заказчики при производстве конкретных закупок сталкиваются с нюансами, которые мы не видим. В теории закон складываем, нам вроде бы все понятно, а заказчик начинает работать и оказывается, что есть правовая неопределенность, в которую недобросовестные заказчики сразу устремляются", — сказал глава комитета по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум по итогам заседания комитета.

Законопроект, призванный существенно повысить обоснованность и прозрачность начальных цен контракта и гарантии закупки качественного оборудования и товаров, был внесен в Госдуму правительством РФ 1 апреля. Уже через пять дней нижняя палата парламента приняла документ в первом чтении и установила, что поправки к нему могут быть направлены в профильный комитет для рассмотрения до 9 апреля.

Согласно поправкам, цена контракта должна быть установлена с указанием источников получения информации о стоимости товаров (работ, услуг), являющихся предметом заказа. Заказчик получает право устанавливать дополнительные требования, связанные со сроками и с объемом предоставления гарантий на данный товар. Правительство РФ получает право устанавливать любые особенности закупок инновационных и высокотехнологичных товаров, но такие решения для обеспечения прозрачности будут приниматься на заседании правительства. Также правительство сможет устанавливать встречные требования при исполнении госконтрактов по конкретному заказу для федеральных нужд.

Тема совершенствования системы госзакупок в последнее время стала предметом оживленной дискуссии. Обсуждались поправки в действующий федеральный закон № 94, предложенные ФАС, и концепция Федеральной контрактной системы (ФКС), разработанная Минэкономразвития и Высшей школой экономики.

В итоге было решено пока не ликвидировать ФЗ-94, но оперативно внести в него поправки. Вместе с тем Минэкономразвития отмечает, что изменения в закон не смогут вывести ситуацию с госзакупками на качественно новый уровень, а лишь внесут порядок в закупку ряда товаров на конкурентных рынках.

Замминистра экономического развития РФ Алексей Лихачев, выступая на пленарном заседании в среду, подчеркнул, что поправки носят "неотложный характер", направлены на эффективность реализации бюджетных средств в текущем году и не отменяют подготовку принципиально нового закона о госзакупках. По его словам, документ более серьезно совершенствующий эту систему, разработчики должны представить до 1 сентября.

В конце ноября прошлого года президент РФ Дмитрий Медведев в послании к федеральному собранию раскритиковал действующий закон — по его словам, нецелевые расходы при госзакупках, включая прямое воровство и "откаты", составляют не менее триллиона рублей в год. Тогда же он поручил до 1 апреля разработать новый вариант закона о госзакупках с учетом требований инновационного развития экономики.

Возможно, что законопроект уже 11 апреля будет принят и в третьем чтении.

Уточнения ко второму чтению, в частности, предусматривают, что правительство РФ вправе устанавливать дополнительные требования, в том числе квалификационные (так называемая предквалификация) к участникам размещения заказа в определенных товарных группах, видах услуг и работ для федеральных и региональных нужд.

Соответствующее решение будет приниматься на заседании правительства. Также предусматривается право правительства в отношении конкретных заказов для госнужд включать в контракт дополнительные условия его исполнения, в том числе не связанные с предметом контракта.

Ко второму чтению также уточняется порядок формирования начальной цены и контракта. При ее обосновании помимо данных статотчетности, реестра контрактов и так далее, заказчик сможет предоставлять исследования рынка, в том числе собственные, подготовленные экспертами по контракту или договору. Вводятся требования о поставки товара, который должен быть новым и с неистекшим сроком годности.

Расширяется перечень случаев размещение заказа у единственного поставщика. В него включены те, кто привлекаются бюджетными учреждениями, заключившими контракт на выполнение НИОКР, бюджетные учреждения в случае выполнения НИОКР за счет полученных грантов. Также в перечень попадают художники-постановщики, декораторы, гримеры и заказы на изготовление декораций, сценической мебели и театрального реквизита.

Уточнена норма о размещении заказа у субъектов малого предпринимательства. Так, для всех заказчиков предусматривается обязанность размещения заказа в объеме не менее чем 10% и не более чем 20% общегодового объема поставок товаров.

Ко второму чтению также конкретизируется обязанность по гарантиям при поставке медицинского оборудования, когда стоимость контакта составляет 50 миллионов рублей и более. Раньше такая норма касалась поставки машин и оборудования.

В законопроекте предусматривается возможность проведения закрытого конкурса (его участниками могут быть только лица, имеющие допуск к государственной тайне) в случае оказания услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, музейных предметов, коллекций, редких и ценных изданий. Вместе с тем, поправок в порядок проведения закрытого конкурса не вносится. 

Выбор редакции