Как не попасться на уловки заказчика-мошенника?

Как не попасться на уловки заказчика-мошенника?

Пандемия и связанные с ней антиковидные ограничения дали толчок к активному развитию онлайн-коммуникаций. Однако помимо позитивного влияния на бизнес, онлайн-взаимодействие контрагентов стало также драйвером роста мошенничества на закупках. О том, какими схемами сегодня пользуются злоумышленники, рассказывает исполнительный директор ЭТПРФ Александр Геллер.

– С какими способами мошенничества на торгах сегодня сталкиваются поставщики?

– На закупках несть несколько классических мошеннических схем. Самая распространенная – сотрудник компании-заказчика покидает организацию, но не сдает электронную цифровую подпись. Злоумышленник продолжает незаконно пользоваться ЭП, совершая мошеннические сделки якобы от имени компании.

В последние месяцы также набирает обороты новая схема обмана поставщиков. Некая компания размещает тендеры в сегменте коммерческого заказа. У этой компании чистая история, нарушений за ней не числится, она существует год-полтора. Поставщик, победивший в тендере, проверяет репутацию такого заказчика по специализированным системам мониторинга. Не найдя ничего подозрительного, он отгружает компании товар с постоплатой через 60 дней. За это время компания-«заказчик» благополучно исчезает вместе с товаром, так и не оплатив стоимость контракта.

– Что мог бы сделать поставщик, чтобы избежать подобной ситуации?

– Как минимум, насторожиться отсутствием авансового платежа. Заказчик должен продемонстрировать свою платежеспособность, и не надо стеснятся настаивать на частичной предоплате.

– Может ли электронная площадка сделать что-то, чтобы помочь поставщику обезопасить себя от действия недобросовестного заказчика?

– На ЭТПРФ мы создали сервис, который называется «Защищенная сделка». Если поставщик не вполне доверяет заказчику и хочет подстраховаться, он предлагает компании проводить платежи через «Защищенную сделку». В этом случае заказчик переводит оплату или оговоренную ее часть на счет на ЭТПРФ. Площадка депонирует эти деньги до момента полного исполнения контракта или завершения одного из его этапов.

– Что происходит, если заказчик не согласен воспользоваться «Защищенной сделкой»?

– Мы не показываем заявку участника торгов заказчику, не акцептовавшему возможность использования «Защищенной сделки». Заказчик видит ценовое предложение поставщика, но не имеет доступа к документацию по заявке, пока не акцептует использование безопасной сделки. В процессе заключения договора уже ЭТП не позволит контрагентам подписать электронный договор, пока не увидит оговоренную сумму на своем залоговом счете. Если заказчик отказывается от использования сервиса, статус заявки участника, запросившего безопасную сделку, переходит в «отклоненные» без ущерба для его репутации.

– «Защищенная сделка» ориентирована, в первую очередь, на защиту интересов поставщика?

– Современное закупочное законодательство практически полностью ориентировано на заказчика и его потребности. Это ставит поставщика в очень уязвимое и рискованное положение. «Защищенная сделка» – один из немногих инструментов поставщика для воздействия на заказчика, который действительно помогает участнику торгов защищать свои интересы. Однако я хотел бы подчеркнуть, что «Защищенная сделка» – не панацея от всех бед, и поставщику все так же необходимо быть внимательным и не пренебрегать изучением репутации контрагента.

 

 

Выбор редакции