ГУПы пойдут вне конкурса

Закон о наделении петербургских ГУПов «исключительными полномочиями» по исполнению работ в различных сферах городской жизни подписан.

Теперь подведомственные Петербургу учреждения получат право работать без конкурса. В процессе принятия закона, несмотря на то, что ряд депутатов называли его антиконкурентным, он оброс дополнительными преференциями для ГУПов.

Проект закона о предоставлении ГУПам и ГУ исключительных полномочий губернатор Петербурга внесла в Законодательное собрание в марте этого года. Согласно документу, организация мероприятий в разнообразных сферах городской жизни — от транспортного обслуживания госслужащих до проектирования объектов инженерного оборудования, дорог, мостов и тоннелей — будет относиться не просто к полномочиям, а к «исключительным полномочиям» учреждений, подведомственных органам власти.

Теми же поправками в перечень услуг предложено отнести и централизованное оформление Петербурга к праздникам и памятным датам (международным, общероссийским и городским), а также погребение умерших, не имеющих близких родственников.

Представители Смольного открыто объясняли, что дело в желании отсечь от конкурсов небольшие фирмы. Чиновники были недовольны тем, что нередко разные фирмы («Рога и копыта», как они выражались) выигрывают конкурсы благодаря демпинговым ценам, а затем не могут исполнить контракт. Смольный начал активно применять механизм субсидий, когда оплата производится уже пост-фактум — за выполненную работу.

Комиссия ЗакСа по промышленности, экономике и собственности не рекомендовала принимать законопроект в таком виде. Председатель комиссии Александр Ольховский заявил, что «где уходит здоровая конкуренция, там появляется рост тарифов или завышенные расценки». Депутат выражал уверенность, что при принятии законопроекта «город получит монополизацию рынка и непонятный порядок установки расценок». Несмотря на это закон был благополучно принят. Более того, поправками парламентарии добавили ГУПам исключительности.

В окончательной редакции, к примеру, в круг работ, на который распространяются «исключительные полномочия», записали также проведение официальных мероприятий от имени губернатора, правительства, администрации и ЗакСа Петербурга, обеспечение эксплуатации и выполнение функций заказчика по наружному, декоративному и праздничному освещению, выполнению аварийно-восстановительных работ на сетях инженерно-технического обеспечения.

Благодаря поправкам ГУПы и ГУ (нетрудно догадаться, что имеются в виду, к примеру, ГЦРР, «Ленсвет», «Ритуальные услуги», «Водоканал») смогут получать заказы без конкурса, в виде закупок у единственного поставщика. Конкурсы для частных компаний будут проводиться лишь по тому объему работ, который останется после госзаказчиков.

«Это достаточно неприятная тенденция, которая в принципе противоречит декларируемым рыночным подходам», — говорит Александр Ольховский. По его мнению, в определенных сферах ГУПы действительно должны иметь преимущества, но только в тех, которые исключительно важны для обеспечения жизни города. Например, по охране правопорядка или захоронению неопознанных трупов («Город должен быть уверен, что эти трупы не будут искусственно создаваться, чтобы хоронить их за счет бюджета»). «Но есть вещи, которые вполне могут быть выполнены на конкурсной основе, например, тоже украшение города», — уверен депутат, который надеется на то, что законом заинтересуется антикоррупционный отдел горпрокуратуры.

Комиссия обратилась в УФАС по Петербургу с просьбой дать закону оценку. Ответ антимонопольщики дали уклончивый. С одной стороны, признали, что ограничение конкуренции в принципе в случае применения закона действительно может возникнуть. С другой — констатировали, что с точки зрения буквы закона нарушения нет. Действительно, ФЗ-94 «О госзакупках» дает регионам право делать закупки у единственного поставщика «в случае, если возникла потребность в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти… или подведомственными им ГУ и ГУП». Для этого нужно, чтобы соответствующие подведомственные учреждения получили исключительные полномочия, так что правительству Петербурга осталось выпустить постановления об этом. И потом заказчику ничто не помешает самостоятельно принимать решения о закупках у них.
 

Выбор редакции