Госзакупки авто: В.Путин научит чиновников Родину любить

Минувшим днем во время своего визита на родину АВТОВАЗа - город Тольятти - премьер-министр Владимир Путин наконец вслух подтвердил то, чего так боялись в многочисленных госструктурах: российские чиновники вскоре пересядут на отечественные автомобили

Госзакупки авто: В.Путин научит чиновников Родину любить

Этому будет способствовать новая концепция госзакупок, где для служебных нужд можно будет заказывать лишь машины, выпущенные в Едином экономическом пространстве (ЕЭП) – т.е. России, Белоруссии и Казахстане.

Ориентация на отечественного производителя в госнуждах — распространенная мировая практика, которая пока никак не приживается в России. Поэтому патриотизм у нас приходится насаждать, как демократию в Ираке: насильно, мучительно, долго, и во многом — за счет многочисленных жертв со стороны мирного населения.

Самые лучшие тачки

До недавних пор властям удавалось привить любовь к отечественной автопродукции лишь простым россиянам. Процесс этот опять же не был добровольным для народа: сначала за счет таможенных пошлин были изведены каналы ввоза подержанных иномарок, а затем под шумок кризиса взвинтили и цены на новые автомобили иностранного производства. В условиях, когда самые банальные Ford Focus и Nissan Note стали стоить более полумиллиона рублей, альтернатив "Ладам" поубавилось, и дирекция АВТОВАЗа вздохнула с облегчением — продажи начали расти.

В то же время чиновники, не испытывая недостатка в бюджетных средствах, ни в чем себе не отказывали: Audi, BMW, Mercedes и даже Porsche Cayenne закупались на государственные деньги пачками. Страсть к кожаным салонам и "нафаршированным" по высшему разряду иномаркам не могли остановить ни возмущение общественности, ни усилия отдельных активистов вроде Алексея Навального.

Однако пришла беда, откуда не ждали — в конце минувшего года процесс вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) стал необратимым. Стало ясно: скоро пошлины придется опускать (о ужас!) вдвое, а это значит, что только за счет населения проблемы российского автопрома уже не решить.

На этом фоне в Минэкономразвития и родилось решение поделиться с отечественным производством самым дорогим, что есть у государства — бюджетом. Согласно новой концепции, госзакупки отныне и во веки вечные будут отдавать предпочтение продукции с лейблом "Сделано в России", в том числе и по автомобилям. Слухи об этом ходили еще с февраля и спровоцировали настоящий автобум на рынке госзакупок: многочисленные ведомства и министерства кинулись скупать люксовые иномарки, пока это еще возможно, спровоцировав настоящий дефицит на рынке.

Как показал вчерашний визит В.Путина в Мекку отечественного автопрома, суета чиновников оказалась не напрасной. "Считаю, что все органы государственной, муниципальной власти, заказчики и предприятия, финансируемые за счет федерального бюджета, должны уже со следующего года покупать только автомобильную технику, производимую в РФ, Казахстане и Белоруссии", — безапелляционно заявил он в Тольятти во время совещания по развитию автомобильной отрасли в РФ.

Хорошо забытое старое

Стоит напомнить, что озвученная накануне идея о пересадке чиновников на отечественное совсем не нова. Так, заставить своих подчиненных ездить на "Волгах" грозил в 90-е еще Борис Немцов, а Юрий Лужков в свою бытность мэром Москвы с не меньшим энтузиазмом предлагал двигать в столичные чиновничьи массы продукцию загибающегося АЗЛК.

Однако обе эти затеи с треском провалились даже на локальном уровне: коса нашла на камень, и пересаживаться на морально устаревшие машины в муниципалитетах никто не захотел. В итоге АЗЛК благополучно помер, а продукция ГАЗа стала настолько нишевой, что для ее покупателей остряками был даже придуман диагноз "Волга головного мозга" — за особенности стиля вождения.

В.Путин учел опыт предшественников, и предоставил непокорной чиновничьей армии разумную альтернативу, предложив считать автомобилями российского производства и собранные в стране иномарки. Впервые, кстати, он выдвинул эту инициативу еще в разгар кризиса 2008г., заявив, что при терпящем бедствие автопроме "абсолютно недопустимо расходовать деньги на приобретение импортных машин".

Процесс, как говорится, пошел — так, одной из самых "чиновничьих" машин в Москве за минувшие 4 года стал собираемый во Всеволжске Ford Mondeo. Их стройные ряды можно наблюдать, скажем, на служебной стоянке Белого дома. Однако за один присест пересадить госслужащих на "российские иномарки" не получилось, и теперь правительство вновь возвращается к этой теме.

Пока выбор приличных иномарок отечественного происхождения невелик – кроме уже упомянутого Mondeo, в список можно внести Toyota Camry родом из-под Санкт-Петербурга да "пятерку" BMW калининградский сборки. Однако не исключено, что вводимые уже со следующего года инициативы расширят этот ряд – наверняка мировые автопроизводители не смирятся с потерей такого щедрого покупателя, и перенесут сборку люксовых автомобилей в Россию. А это, как никак, новые рабочие места и локализация производства.

Только отечественное, только хардкор!

Впрочем, приучать россиян к отечественному приходится не только в автоотрасли – уровень товарного патриотизма в отдельно взятой энергетической державе удручающе низок. Правительство год от года бодро рапортует о росте положительного сальдо торгового баланса – но если вычесть оттуда экспорт нефти и газа, то оно сразу станет глубоко отрицательным.

Причина банальна – наша несырьевая продукция, увы и ах, в большинстве случаев неконкурентоспособна, уступая импортным аналогам по цене и качеству. Где-то нам не хватает собственных технологий (за годы сырьевой зависимости Россия в этом смысле отстала от конкурентов), а где-то мешает коррупционная составляющая.

На этом фоне государству ничего не остается, как продвигать отечественные товары и технику насильственными методами. К примеру, отечественные авиакомпании с госучастием в добровольно-принудительном порядке размещают заказы на небезгрешный, но зато российский SuperJet-100. А популяризировать российскую систему ГЛОНАСС (альтернативу американской GPS) предлагается, опять же, за счет проверенного удара по карману покупателя.

"Если мобильный телефон будет с ГЛОНАСС, то не будет никаких пошлин, а если только с GPS, то, мы прикинули, где-то 25%. Так, чтобы потребитель слегка почувствовал разницу", — заявлял в бытность вице-премьером нынешний глава администрации президента Сергей Иванов. Многие тогда расценили пассаж про "слегка" как откровенную издевку.

Безусловно, национальная система спутниковой навигации – вещь нужная и необходимая, особенно с военно-стратегической точки зрения. Вдобавок, ГЛОНАСС – одно из наших последних космических достижений, несмотря на то, что ряд спутников был запущен сразу в океан, минуя орбиту. Однако методы, которыми она насаждается государством, напоминают знаменитое (и до боли совковое) "А не будут покупать – отключим газ!". С другой стороны, едва ли стоило ожидать, что из бывшего министра обороны может получиться маркетолог на уровне Стива Джобса.

Так или иначе, но пока за стремление навязать ГЛОНАСС производителям платят простые россияне. Так, с популярных планшетов iPad 2 и Galaxy Tab российская таможня взимает дополнительные 5% пошлины именно по этой причине. И не беда, что от отечественных планшетов производства "Роснано" по сопоставимой цене хочется плакать – монохромный экран и функционал на уровне "читалки" едва ли станут препятствием для их внедрения в школах. При этом механизм распространения пока неясен: в лучшем случае поставки обеспечит государство, в худшем – обязательства по поддержке отечественного производителя лягут на плечи родителей.

Любите Родину, мать вашу

Отечественного производителя можно поддерживать по-разному – либо за счет госстимулирования сверху, либо за счет повышения конкуретноспособности его товаров, когда спрос поддерживает его снизу. У российских же властей пока получается какой-то средний вариант – сверху стимулируется и предложение, и спрос. Результат тоже неоднозначный — деньги идут со всех концов, а на выходе все равно получаются "Жигули" и планшет с черно-белым экраном (это в эпоху-то всеобщей "айпедизации" населения).

Любую хорошую идею можно довести до абсурда – это особенно хорошо заметно в истории с продвижением ГЛОНАСС или российского планшетника. И если уж мы рождены, чтоб Кафку сделать былью, то очень хотелось бы в скором времени увидеть кортежи, состоящие из канареечных Lada Kalina в окружении UAZ Patriot с мигалками и "Волгами" сопровождения ДПС. Жаль, жить в эту пору прекрасную…

Впрочем, эти фантазии вовсе не отменяют пользы от инициатив В.Путина для поддержки отечественного автопроизводителя – пусть даже это будут российские авто с иностранным акцентом. С самой непатриотичной частью населения, склонной к отправке своих чад на учебу за границу и заведению счетов в иностранных банках, иначе поступать и нельзя, чтобы не утопить идею в чиновничьем сопротивлении. Любовь к Родине прививается годами – и похоже, что во время своего третьего срока на посту главы государства В.Путин намерен преподать госслужащим пару хороших уроков по этому предмету.
 

Выбор редакции