ФАС внесла в правительство проект изменений в закон о госзакупках

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) внесла в правительство РФ концепцию проекта закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием системы государственного и муниципального заказа", сообщило ведомство во вторник

Концепция законопроекта содержит предложения о внесении изменений в закон 94-ФЗ
и иные законодательные акты, направленные на значительное совершенствование
существующих норм законодательства о размещении заказов.

"Усовершенствованный законопроект направлен на обеспечение целостности
законодательства Российской Федерации о размещении заказов и в то же время
позволяет увязать в единое целое все стадии размещения заказов, начиная от
стадии планирования закупок, заканчивая стадией исполнения контрактов и
комплексным анализом полученных результатов", — говорится в материалах ФАС. ФАС
России предлагает существенно пересмотреть подходы к порядку проведения
конкурсов, в том числе минимизировать влияние на выбор победителя конкурса
субъективного мнения членов конкурсных комиссий при рассмотрении вопроса о
качестве предлагаемой продукции и квалификации участников конкурса, а также
"заменить конкурентный, но коррупционный запрос котировок на более эффективный и
сокращенный по времени электронный аукцион". Также ФАС России предлагает ввести
ограничения на госзакупку потребительских товаров премиум-класса для нужд
чиновников. "Правительству РФ ежегодно, не позднее 1 октября необходимо
принимать решение об установлении на следующий год предельных нормативов для
определения товаров, закупаемых заказчиков (например, невозможность закупки
автомобилей Lexus, Infinity и тому подобных)", — говорится в предложениях ФАС.
Эти нормативы должны разрабатываться профильными федеральными ведомствами по
каждой группе товаров, закупаемых за бюджетные средства, и должны быть
обязательными к исполнению всеми государственными и муниципальными
заказчиками.

Кроме того, ФАС предлагает ввести обязанность заказчиков обосновывать
установленный уровень начальной цены контракта с указанием ее источников,
централизовать установление требований к стандартной закупаемой продукции, в том
числе и с учетом инновационной составляющей. "Помимо прочего, законопроектом
предусматривается необходимость введения короткой административной процедуры
расторжения заключенных контрактов и необходимость ввода государственной пошлины
для обеспечения возможности участникам подавать жалобы в электронной форме", —
отмечает антимонопольная служба. По мнению ФАС, данные предложения "обеспечат
закупку для государственных и муниципальных нужд современной инновационной
продукции, а также создадут необходимую мотивацию должностных лиц заказчиков к
эффективному расходованию бюджетных средств".

Ранее Минэкономразвития опубликовало концепцию закона о Федеральной
контрактной системе, предусматривающую существенное расширение свободы выбора
заказчика при размещение контракта. Действующий закон о госзакупках МЭР
предлагает отменить. "Крайне важно исходить не из отмены целостной системы,
сформированной в сфере размещения заказов (в том числе многочисленных
подзаконных актов, разработанных и принятых в течение пяти лет), а из
необходимости скорректировать данную систему, внеся изменения в 94-ФЗ,
исключающие недостатки, сохранив при этом достигнутые положительные результаты",
— говорится в материалах ФАС.

Представители антимонопольной службы уже высказывали мнение, что предложения
Минэкономразвития приведут к резкому всплеску коррупции в сфере госзаказа. Так,
критику вызвало предложение, кроме электронного аукциона, применяемого сейчас в
большинстве случаев, ввести открытые и закрытые конкурсы. На усмотрение
заказчика остается, вводить или нет предварительную квалификацию перед торгами и
конкурсами. Кроме того, для размещения заказа МЭР предлагает в некоторых случаях
ограничиться конкурентными переговорами. Таким образом, министерство надеется
отсеять от госзаказа поставщиков с неважной квалификацией, выигрывающих сейчас
из-за низкой цены. Министерство надеется также создать сквозной цикл организации
закупок, анализ и сопоставление ключевых параметров контрактов.

ФАС предлагает для исключения случаев закупки некачественной продукции
обязать профильные федеральные ведомства разработать типовые требования к
стандартным товарам и услугам, а также ежегодно определять инновационные
требования к продукции. Кроме того, служба предлагает для повышения
профессионализма заказчиков наделить министерства полномочиями по закупкам для
подведомственных учреждений: например, каждой библиотеке нет смысла заниматься
госзакупками — заказчиком для всех библиотек централизованно должно выступать
профильное ведомство.

ФАС также выступает за введение дополнительных требований к исполнителям
госзаказа в таких творческих сферах как НИОКР, экспертизы, юридические услуги.
При службе планируется создать межведомственную комиссию, которая в ускоренном
режиме — до 10 дней — рассматривала бы вопросы о расторжении контрактов по
госзакупкам. Сейчас такие решения могут приниматься только через суд.

ФАС приводит статистику, согласно которой за 5 лет действия закона "О
размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд" государству удалось сэкономить 1,068
триллиона рублей. "Интересно, что с введением электронных аукционов значительно
увеличилась экономия средств федерального бюджета — с 77 миллиардов рублей в
2009 году до 171 миллиарда рублей в 2010 году", — отмечает ФАС. Под экономией
понимается разница между начальной (максимальной) ценой контракта и ценой
заключенных контрактов. "Существует миф, что достигнутая экономия — это просто
завышение начальной цены контракта. Действительно, часто начальная цена
контракта завышена. Однако если бы не применялись нормы 94-го закона "О
размещении заказов", если бы не было конкуренции между поставщиками, заказ
исполнялся бы по завышенной цене, а бюджет терял бы огромные деньги", —
приводятся в материалах ведомства слова начальника управления ФАС России по
контролю за размещением госзаказа Михаила Евраева.

 

Выбор редакции