ЕС: Квотирование закупок отечественных товаров госкомпаниями — дискриминация иностранных поставщиков

ЕС: Квотирование закупок отечественных товаров госкомпаниями — дискриминация иностранных поставщиков

В Евросоюзе посчитали квотирование закупок отечественных товаров госкомпаниями прямой дискриминацией иностранных поставщиков. В связи с этим ЕС принял решение инициировать спор с Россией в рамках Всемирной торговой организации (ВТО), сообщает пресс-служба Еврокомиссии.

ЕС запрашивает консультации с Россией во Всемирной торговой организации относительно некоторых российских мер, которые ограничивают или препятствуют продаже компаниями ЕС товаров и услуг российским госпредприятиям и другим организациям через закупки в коммерческих целях. По правилам ВТО, Россия не должна допускать дискриминации в отношении иностранных компаний в этой области. При этом с 2015 г. Россия постепенно расширяет свою политику импортозамещения за счет различных ограничений и стимулов, направленных на замену использования иностранных товаров и услуг в контрактах на закупку госорганизациями, а также юрлицами в инвестиционных проектах, финансируемых государством.

Экономический эффект для компаний ЕС заметен: в 2019 г. стоимость опубликованных закупок госпредприятий составила 23,5 трлн руб. или порядка 290 млрд евро, что эквивалентно 21% ВВП России.

Еврокомиссия оспаривает три российские меры, которые несовместимы с законодательством ВТО. Первая – дискриминационная оценка заявок на закупку. ЕК объясняет: «На этапе оценки своих закупок некоторые связанные с государством организации вычитают 15% (до 30% для определенных товаров) из предложенной цены на отечественные товары или услуги российских организаций. Если затем будет выбрана заявка с отечественными товарами или услугами российской организации, то впоследствии все равно будет уплачена полная цена. Это означает, что импортные товары или услуги иностранных компаний оцениваются менее благоприятно на этом этапе оценки, поскольку они не получают выгоды от этого снижения цен на 15%. Это приводит к дискриминации в отношении заявок на импортные товары или услуги, предоставляемые иностранными организациями». Вторая оспариваемая мера – требования к предварительным разрешениям. «Российским компаниям, которые хотят закупать определенную продукцию машиностроения за рубежом, требуется разрешение российской комиссии по импортозамещению. Это разрешение, по-видимому, выдается на произвольной основе и не требуется для приобретения отечественной машиностроительной продукции», – говорится в документе. Третья мера – требования к национальным квотам при закупках, — примерно 250 товаров, включая транспортные средства, оборудование, медицинские приборы и текстильные изделия должны закупаться отечественные.

Консультации по урегулированию споров, которые запросил ЕС, являются первым шагом в процедурах урегулирования споров ВТО. Если они не приведут к удовлетворительному решению, ЕС может потребовать, чтобы ВТО создала комиссию для вынесения решения по этому вопросу.

Выбор редакции