Эксперты: «Госзаказ нуждается в модернизации»

Сегодня в Москве проходит форум, посвященный госзаказу 2011 года. Начальник управления контроля за размещением госзаказа ФАС Михаил Евраев в интервью РБК-ТВ заявил, что систему конкурсов нужно обновлять в части оценки участников, корректности определения начальной цены контракта и введения типовых требований к товарам, работам и услугам

Главную проблему госзакупок участники рынка видят в том, что определение победителя тендера производится лишь по цене, а не по качеству. Это оставляет возможности для демпинга, что выбивает из тендера реально действующие компании и позволяет получать подряды фирмам-однодневкам. Естественно, не даром. Эксперты считают, необходимы расследования, и приводят свои примеры.

«В точном соответствии с 94-м законом был тендер на участок Четвертого кольца в Москве. Со стоимостью строительства 570 млн долл. за 1 км трассы. Таких цен в мире нет. Значит, закон не действует. Цели, которые в нем прописывались, не достигнуты. Значит, закон надо менять», — говорит партнер компании «2К Аудит — Деловые консультации» Максим Перов.

Разработчики закона считают иначе: качество является главным критерием допуска участника к торгам. Другое дело, что зачастую отсутствует адекватная приемка товара или услуги. Что тоже вызывает вопросы, на которые вскоре сможет ответить общедоступный реестр всех госконтрактов, от самого мелкого муниципального до самого крупного федерального. В нем будут данные об оплате и сведения об акте сдачи-приемки и сами эти акты. К тому же в России все еще заметно противодействие развитию конкуренции.

«Особенно мы это видим по торгам, к сожалению, в сфере крупного строительства. Понятно, что далеко не все у нас заинтересованы в конкурентной среде. И если раньше крупные компании или крупные заказчики снимали трубку и договаривались по телефону, то теперь им приходится ходить на электронные аукционы. И далеко не всех это устраивает в нашей стране. И мы видим, как реагирует малый бизнес: предприниматели нас поддерживают», — говорит начальник управления контроля за размещением государственного заказа ФАС РФ Михаил Евраев.

Статистика свидетельствует: несмотря на недоработки, закон уже приносит плоды. На примере Москвы: в 2008 году неисполненные контракты городского правительства составляли 9,5%, а в 2010-м — менее 1%. Прозрачный и честный госзаказ — достижимый идеал, убеждены в ФАС. Вопрос лишь в сроках. 
 

Выбор редакции