Е.Примаков: необходимо расширить участие МСП в госзаказе

Широкая дискуссия на тему размещения и реализации государственного заказа и роли системы торгово-промышленных палат в его совершенствовании развернулась 24 декабря на заседании правления ТПП РФ.

Как подчеркнул президент ТПП РФ Евгений Примаков, госзаказ является одним из важных рычагов, способствующих решению таких задач как выход из кризиса и модернизация экономики. Говоря о сегодняшнем состоянии дел с госзаказом в России, Е. Примаков назвал следующие цифры: в 2009 г. он превысил 4 трлн рублей. А за последние 5 лет госзаказ вырос почти в пять раз.

Однако, отметил глава ТПП РФ, постепенно сокращается число участников торгов и растет количество контрактов с единственным исполнителем, что приводит к колоссальным потерям бюджетов всех уровней. С началом кризиса начал резко расти размер «откатов», по некоторым контрактам «откат» достиг 40%. Причины столь неприглядного положения дел Е. Примаков видит в отборе предложений лишь по цене, без учета должного качества поставок, в необоснованном отказе в допуске к торгам добросовестных предпринимателей.

Для изменения ситуации, считает глава ТПП РФ, необходимо принять следующие меры: незамедлительно внести в нормативные акты, в том числе и в УК РФ, поправки, ужесточающие санкции не только по отношению к махинаторам, но и к коррумпированным госслужащим. Кроме того, следует на всех этапах осуществления госзаказа для обеспечения качества товаров и услуг привлекать независимые экспертные структуры. В работе этих структур, по мысли Е. Примакова, должны участвовать торгово-промышленные палаты. «Ряд территориальных торгово-промышленных палат уже подписали соглашения с региональными или муниципальными властями об участии в экспертизе качества товаров, оборудования, услуг, закупаемых для государственных или муниципальных услуг», — сообщил он. Нужно, уверен президент ТПП РФ, отработать механизм участия палат в предварительном квалификационном отборе, а также выработать обязательные объективные критерии для участников конкурса.

Принципиально важно, отметил он, чтобы госзаказ стимулировал диверсификацию российской экономики и перевод ее на инновационные рельсы. Как показывает практика, состыковать устремления инноваторов с интересами заказчиков бывает непросто. Поэтому необходимо разработать новые технические регламенты для различных отраслей экономики с обязательным включением в них актуальных требований к энергоэффективности выпускаемых изделий.

Е. Примаков обратил внимание на то, что госзаказчики очень часто игнорируют норму закона, обязывающую размещать от 10 до 20% годового объема поставок и услуг у субъектов малого бизнеса. «Во многих регионах, — заявил он, — этот показатель не превышает 2%». Как считает глава ТПП РФ, торгово-промышленным палатам необходимо совместно с федеральными, региональными и муниципальными властями усовершенствовать меры по расширению участия малого и среднего предпринимательства в выполнении госзаказа. Особенно обратить внимание на это следует в моногородах.

Затронув тему электронных торгов, президент ТПП РФ подчеркнул, что сеть торгово-промышленных палат обязана способствовать внедрению системы. Он напомнил, что к 1 января 2011 г. в России планируется запустить Единый общероссийский портал для госзакупок. Но сначала, заметил Е. Примаков, предстоит обкатать механизм электронной торговли и снять все нерешенные вопросы на пилотных площадках. Участие ТПП в этой предварительной работе необходимо. Глава ТПП РФ также признал заслуживающим внимания предложение Московской фондовой биржи о создании в каждом федеральном округе не менее 2-3-х электронных площадок, на которых можно было бы проводить специализированные торги для субъектов малого и среднего бизнеса.

Директор института управления закупками и продажами ГУ ВШЭ Ирина Кузнецова в своем выступлении сделала акцент на анализе действия ФЗ-94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Она напомнила, что закон был призван создать единое экономическое пространство, обеспечить полное удовлетворение государственных нужд при эффективном использовании средств, облегчить доступ к госзаказу поставщикам, снизить коррупцию и т.д.

Безусловно, признала И. Кузнецова, закон создал единое экономическое пространство, в этом его неоспоримое достоинство. В том, что закон решил другие поставленные перед ним задачи, эксперт выразила сомнение. На ее взгляд, нормативный акт не обеспечил полного и качественного удовлетворения нужд и эффективного использования средств, он затруднил поставщикам выход на рынок, снизил конкуренцию, не уменьшил коррупцию. Одна из причин этого, считает эксперт, — ошибочное понимание понятия «равный доступ», использование принципа «Закупать лучшее у всех», тогда как нужно использовать принцип «Закупать лучшее у лучших».

По мнению предпринимателя из Тулы, гендиректора малого предприятия «Кредо-С» Людмилы Сеничевой, основной и, пожалуй, единственный плюс закона в том, что он обеспечивает доступность информации по госзаказу. «Это положительное нужно развивать и дальше», — сказала она. Как убедилась предприниматель, в сфере предоставления сложных услуг, к каким относится, например, обеспечение информационной безопасности, закон неэффективен. Закон связывает по рукам добросовестного заказчика, не дает делать правильный выбор, резюмировала Л. Сеничева.

Начальник управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Михаил Евраев выразил уверенность в том, что «закон принципиально изменил ситуацию в стране, причем в положительную сторону». В частности, отметил он, документ помогает осуществлять общественный контроль госзакупок, делает более прозрачной работу заказчика.

Председатель комитета ТПП РФ по информационному обеспечению предпринимательства, президент Российской ассоциации развития малого и среднего предпринимательства Александр Иоффе, затронувший тему электронных торгов, заметил, что ФЗ № 94 развил рынок разработчиков и операторов. Однако процедура отбора электронных площадок и разработчиков подвергается критике из-за следования чиновничьим директивам. А. Иоффе также сообщил, что электронные торги очень удобны для субъектов малого и среднего бизнеса, поэтому более привлекательны в сравнении с обычными. Президент Российской ассоциации развития малого и среднего предпринимательства высказал мнение о целесообразности организации специальных торгов для малых предпринимателей, подчеркнув что «малый бизнес может участвовать в электронных торгах на любые, в том числе и небольшие суммы лотов, не сходя со своего рабочего места».

В ходе заседания были предложены различные подходы к усовершенствованию системы государственного заказа. В итоге было решено заключение по обсуждаемому вопросу доработать с учетом высказанных мнений и замечаний.
 

Выбор редакции