Депутаты Госдумы подготовили очередной блок поправок в закон о госзакупках

Новые законодательные инициативы планируют рассмотреть на осенней сессии. Разработчики документа считают, что сегодня заказчики при проведении торгов сталкиваются с рядом проблем, которые необходимо решать. Эксперты отмечают, что пакетом такие изменения не пройдут. Лишь отдельные из них не вызовут бурных споров.

В первую очередь речь идет о запрете в определенных случаях проводить конкурс, например, при строительстве или по перечню услуг, установленных правительством. В таких случаях заказчик в обязательном порядке проводит аукцион. Законопроект предлагает убрать ограничения и предоставить возможность госзаказчикам использовать при размещении заказа не только аукционы, но и конкурсы.

"Электронный аукцион, на который ориентировано действующее законодательство по госзакупкам, далеко не всегда является лучшей закупочной процедурой, — считает Кирилл Кузнецов, генеральный директор Центра эффективных закупок Тендеры.ру. — Он дает неплохие результаты при закупке серийно выпускаемой продукции, ряда видов работ и услуг. Однако заметно менее эффективен, а иногда и проблемен — при закупках инновационной продукции, сложной техники и многого другого, когда при выборе следует руководствоваться не только ценой".

Второй вопрос- это борьба с недобросовестными поставщиками, которые, получая аванс, исчезают или некачественно выполняют свои работы. По закону такие компании заносят в реестр недобросовестных поставщиков, однако это не мешает им и далее участвовать в госзакупках. Поправки предлагают ввести в качестве обязательного условия для участия в торгах такой критерий, как отсутствие поставщика в реестре недобросовестных поставщиков, а также отсутствие задолженности по оплате труда работников.

По мнению Кирилла Кузнецова, идея правильная, но ее недостаточно. "Дело в том, что реестр не выполняет своих задач — при попадании в него поставщик создает новое юридическое лицо и продолжает участвовать в госзакупках, уже под новой вывеской. Тут требуется не "косметика", а "капитальный ремонт", — отметил эксперт.

Законопроект также предлагает корректировать объемы контракта и предоставлять возможность заказчикам расторгать контракты в одностороннем порядке при неисполнении поставщиками (производителями работ) своих обязательств.

"Практически все заказчики сталкиваются с необходимостью корректировок объемов контракта при закупках работ и услуг (действующее законодательство это до крайности ограничивает), а те же расторжения контрактов в случаях ненадлежащего исполнения их поставщиками, — пояснил Кирилл Кузнецов. — Поэтому предложение по возврату заказчику права десятипроцентной корректировки объемов контракта, а также добавление возможности одностороннего отказа от контракта, как это, кстати, предусмотрено ГК РФ для обычных договоров, весьма актуальны".

А вот идея запрета поставки эквивалентов медицинского или технологического оборудования, лекарственных препаратов, по мнению эксперта, представляется малопроходной — так как следствием ее принятия было бы явное ограничение конкуренции в этой сфере и предоставление заказчикам возможности передавать контракты если не конкретному поставщику, то уж точно — продукции конкретного производителя.

Аналогичное противодействие, по мнению Кирилла Кузнецова, встретит идея поднять пороговое значение для запроса котировок до 1 млн руб., так как данная процедура одна из наиболее коррупционно уязвимых. "Например, недобросовестные сотрудники заказчика имеют возможность предоставления информации о ценах конкурентов "своим" поставщикам, обеспечивая победу последних, — рассуждает эксперт. — По этой причине минэкономразвития и ФАС постепенно сокращают возможности заказчиков по использованию данной процедуры, в идеале желая полностью заменить электронным аукционом. Заметим, что подобные законодательные инициативы — по двукратному увеличению пороговых значений для запросов котировок и закупок у единственного поставщика безрезультатно выносились и ранее". 

Выбор редакции