Деньги под заказ

Льготные кредиты позволят орловским бизнесменам претендовать на государственные контракты

В Орловской области малому и среднему бизнесу начали выдавать льготные кредиты для участия в торгах на размещение госзаказа.

На помощь от государства могут рассчитывать те предприниматели, у которых не хватает денег для обеспечения заявки. Нередко именно отсутствие средств для внесения залога становится непреодолимым барьером для малого бизнеса. И многие по этой причине отказываются от участия в торгах, хотя вполне могли бы в них победить. На уровне регионального правительства о проблеме заговорили еще в прошлом году. Тогда была выдвинута идея создания залогового фонда, в котором бизнес мог бы одалживать деньги для участия в торгах в системе госзаказа.

— При размещении заказа обычно выставляется требование обеспечения заявки, — говорит советник губернатора, член комитета облсовета по экономической политике Марина Ивашина. — Оно вносится деньгами на расчетный счет заказчика и составляет до пяти процентов от начальной цены контракта. С одной стороны, это сокращает круг участников торгов, с другой — позволяет не допустить к ним фирмы-однодневки.

Оператором программы стал региональный Фонд развития и микрофинансирования малого предпринимательства. Специалисты называют условия льготными. В кредит сроком до двух месяцев можно получить от 50 тысяч до 1 миллиона рублей под 8,5 процента годовых. Главное, чтобы заемщик — представитель малого или среднего бизнеса — был зарегистрирован на территории региона.
— Необходимо создать комфортный режим взаимодействия местного производителя с контрагентами, — считает Марина Ивашина. — Это возможно сделать посредством мер финансовой поддержки, создания институтов субсидирования ставок и выделения грантов. Например, фонд микрокредитования дает деньги в долг под низкий процент, и эти же деньги работают на создание продукта, закупаемого через систему госзаказа. А фонд контролирует продвижение и оборот прокредитованных средств.

Фактически предпринята попытка перенаправить бюджетное финансирование из сферы государственных и муниципальных закупок в региональный бизнес. В последние годы, по статистике, значительная доля госзаказа достается представителям других регионов. Парадокс, но в некоторые учреждения образования молоко и хлеб привозят из Брянской, Тульской и Курской областей. Специалисты отчасти объясняют это психологией: мол, местный бизнес не верит в возможность победы. К сожалению, повод для подобных мыслей нередко дают чиновники.

По данным УФАС по Орловской области, в прошлом году от представителей бизнеса поступило почти сто жалоб на нарушения в сфере размещения госзаказа — в 2,4 раза больше, чем в 2008-м. По мнению бизнесменов, порой заявки на размещение заказа формируются "под определенного участника" — того, кто только и способен выполнить условия. Антимонопольщики выявили свыше 360 нарушений, в отношении должностных лиц было возбуждено 73 административных производства. Сумма наложенных штрафов превысила 450 тысяч рублей. Свежий пример: по 25 тысяч должны заплатить каждый из шести членов комиссии ФГУ "Земельная кадастровая палата" за "допущение к рассмотрению котировочной заявки участника с характеристиками товара, не соответствующего требованиям, указанным в извещении".

— Система госзакупок — сложный механизм, охватывающий много звеньев и обеспечивающий взаимодействие заказчиков, уполномоченных органов и участников размещения заказа, — говорит руководитель облдепартамента экономики Юрий Есипов. — Но ни один субъект данной системы не способен самостоятельно обеспечить эффективность ее функционирования. Это возможно только на основе общих усилий всех заинтересованных лиц.

Уже к концу года в регионе должна заработать информационная автоматизированная система "Государственный заказ Орловской области". Власти надеются, что она вкупе с предоставлением льготных кредитов и выделением грантов поможет местному бизнесу активнее участвовать в размещении заказов. Иногородние победители конкурсов не только увозят деньги в свои регионы. Именно там они платят налоги с доходов, создают рабочие места и развивают бизнес. А орловские производители в это время ищут рынки сбыта, причем не всегда успешно.

— Повышение исполнительской дисциплины на этапе планирования госзаказа, формирования заявок на его размещение и работы с госконтрактами — основное направление совершенствования системы размещения госзаказа, — рассказал Юрий Есипов. — Порой вызывает вопросы даже обоснованность формирования начальной цены контракта. Поэтому необходимо бороться за повышение качества подготовки заявок на проведение торгов и проектов госконтрактов.

По мнению специалистов, в сложные экономические периоды именно система госзаказа становится единственным гарантированно платежеспособным "потребителем". Здесь мала зависимость от колебаний спроса и предложения на розничном рынке. Поэтому в области заговорили о создании специального "номенклатурного реестра совокупной потребности" тех или иных товаров для бюджетных нужд. По замыслу он поможет синхронизировать цены. Сегодня, скажем, одни и те же стулья различные учреждения закупают по разной цене. С появлением реестра бизнес сможет ориентироваться на ценовые параметры и потребность в товаре. А значит, быстро определяться, стоит ли игра свеч. 

Выбор редакции