Чиновники обходят закон о госзакупках с помощью одного поставщика

За четыре года действия закона о госзакупках чиновники научились обходиться без торгов, закупая более половины продукции у единственного поставщика. В Минэкономразвития надеются, что ситуацию исправят электронные аукционы.

Закон о госзакупках предусматривает 22 случая (ст. 55), когда заказ можно разместить
у так называемого единственного поставщика, исполнителя или подрядчика. В I
квартале 2010 года чиновники всех уровней, используя эту статью закона,
заключили контрактов с единственными поставщиками на 556 миллиардов рублей, это
61% всех законтрактованных в январе — марте средств, следует из доклада
Минэкономразвития правительству. 

Сотрудники Минэкономразвития разделили потраченные вне конкурентных процедур
средства на две группы. Контракты на 267 миллиардов рублей заключены без
проведения торгов, например с естественными монополиями или поставщиками
оборонной продукции. А 289 миллиардов рублей планировалось потратить на торгах,
но те не состоялись: либо была подана только одна заявка, либо все участники
кроме одного были отсеяны чиновниками за несоблюдение условий тендера.
Распределенные таким образом деньги почти сравнялись с суммой, законтрактованной
с победителями состоявшихся торгов, — 297 миллиардов рублей. Причем средняя
сумма контракта, заключенного в результате несостоявшихся торгов (6,9 миллиона
рублей), в полтора раза выше, чем на состоявшихся.

Эксперты Высшей школы экономики на основе данных Росстата подсчитали, что в
2006 году (первый год действия закона о госзакупках) объем госзакупок на торгах
втрое превышал госзаказ, размещенный у единственного поставщика, говорится в
июньском номере журнала "Вопросы экономики". Но в 2008 г. эти показатели
сравнялись, а за первые три квартала 2009 года закупки у единственного
поставщика обогнали конкурентные.

В этом году консолидированный госзаказ превысит 5 трлн руб. Если тренд I
квартала сохранится, то более 3 трлн руб. будет размещено без конкуренции. Цифры
по I кварталу примерно соответствуют данным за 2009 год, говорит замдиректора
департамента Минэкономразвития Анна Катамадзе: около 30% средств потрачено на
закупку у единственного поставщика, примерно 20% распределено по несостоявшимся
процедурам, еще до 10% пришлось на запросы котировок и закупку по
счетам-фактурам.

По словам Катамадзе, ситуация с несостоявшимися торгами вызвана тем, что
чиновники наработали схемы проведения "кабинетных" аукционов с отсеиванием
неугодных поставщиков, а поставщики сговариваются и делят контракты, чтобы
получить их по максимальной цене. Тенденция стала очевидной еще в 2008 г.,
поэтому министерство предложило перевести аукционы на электронные площадки,
говорит Катамадзе. На них соблюдается конфиденциальность поставщиков, а
благодаря их количеству сложнее провести тендер, на который будет подана только
одна нужная заявка, считает она.

Как следует из доклада Минэкономразвития, больше всего в I квартале
согласовывали закупки у единственного поставщика или проведение закрытых торгов
силовики: от Минобороны поступило 1096 запросов (22% всего объема), от ФСБ —
362. По словам чиновника Минобороны, контрактов с единственными поставщиками у
Минобороны больше половины, причем по НИОКР — больше двух третей. В закупках
военной техники монополизм оправдан, многие виды оружия производит один завод,
продолжает собеседник. Но бывает, что поставщик покупает такой статус и
поставляет в армию недоброкачественную и сверхдорогую продукцию, замечает он, —
такие скандалы были с поставкой сухих пайков. Закупки у единственного
поставщика — вынужденная мера, говорит чиновник, занимающийся закупками в
федеральном ведомстве: при проведении аукциона трудно проконтролировать качество
поставки, а если отказаться от некачественной поставки, уйдет еще два месяца на
проведение новых процедур.

Проблема в том, что процедура аукциона не подходит для закупки многих
товаров, а заказчик хочет быть уверен в том, что ему поставят то, что надо,
говорит гендиректор Центра размещения государственного заказа Александр
Строганов: нужно сместить акцент в законе с процедурных вопросов на нужды
заказчика. Закон оставляет возможность закупки у единственного поставщика, в
итоге многие этим пользуются, чтобы не остаться совсем без поставок, объясняет
он.

 

Выбор редакции