Главное об электронных закупках

Жалобы в УФАС СПб: кто и как нарушает закон на госзакупках Петербурга

Двукратное увеличение числа жалоб в ФАС СПб Смольный связывает с ростом противоправных действий заказчиков, появлением на рынке госзакупок новых участников и развитием профессионального рейдерства.

Жалобы в УФАС СПб: кто и как нарушает закон на госзакупках Петербурга

Рейдерство участников госзакупок
В УФАС СПб уверены, что 67% поступивших к ним жалоб написали организации, не собиравшиеся принимать участие в госзакупке. Руководитель госведомства Вадим Владимиров называет их рейдерами, которые профессионально блокируют проведение торгов. Примером такого рейдерства Владимиров приводит компанию «Универсал СПб», которая написала 33 жалобы, касающиеся торгов по проведению ремонтных работ школ и детских садов в Выборгском районе города. Проверив каждую жалобу, антимонопольщики смогли найти только в 8-ми из них мелкое нарушение, которое не повлияло на результаты проведенных торгов. В остальных 25-ти жалобах не было оснований для выдачи госзаказчикам предписаний — 8 из жалоб были заполнены некорректно и отклонены, а по 17 из них никаких нарушений обнаружено не было. Такой пример Владимиров называет ярким примером рейдерства в системе госзакупок.

Рейдеры госзакупок сами по себе не участвуют в торгах, а зарабатывают в этой среде деньги путем шантажа заказчиков. Дело в том, что в случае выдачи ФАС предписания исправить допущенное нарушение, госзаказчик должен заново провести конкурс, что влечет за собой потерю времени, а именно его многим и не хватает, чтобы уложиться в названны вышестоящим руководством срок. Поэтому, когда рейдер приходит к заказчику и угрожает ему срывом объявленной госзакупки после подачи на нее жалобы, чиновник готов уступить шантажисту, выплатив ему отступные или пообещав преференции на другой госзакупке. Усугубляет ситуацию то, что госзаказчики и вправду часто совершают ошибки в конкурсной документации.

Нарушения заказчиков на госзакупках
Из всех поданных в ФАС СПб жалоб 42% были обоснованными и ссылались на торги, проводимые с нарушениями. Среди серьезных нарушений Владимиров выделяет так называемую «заточку» заказов под конкретного исполнителя. Делается это путем предъявления к закупаемым товарам необъективных требований или таких требований, которые противоречат ГОСТам. В этом сегменте нарушений случаются и курьезные случаи, например, к закупке ветоши или наждачной бумаге заказчик предъявляет десятки требований. Но чаще в документацию вносятся заведомо неисполнимые пункты, например, в качестве количества продукции указывается «несколько», а если исполнитель так и ответит заказчику «могу поставить несколько», то его не допускают на конкурс ввиду отсутствия конкретизации количества поставляемой продукции.

В других случаях госзаказчики как-бы забывают дать в документации разъяснения по заполнению заявки на конкурс, а своему поставщику все поэтапно разжевывают. Это также является нарушением контрактной системы закупок.

Еще одно из частых нарушений госзаказчиков — несоблюдение ими сроков публикации информации на официальном сайте госзакупок. Они могут не вовремя внести информацию об изменении условий госконтракта или его исполнении.

Другие нарушения в системе госзакупок
В некоторых случаях помочь своим заказчикам соглашаются и представители конкурсных комиссий. Они совершают сразу два противонарушения — незаконно отклоняют заявки неугодных госзаказчику претендентов и принимают ее от того, кто предлагает завышенную стоимость за выполнение контракта. Обычно, в таких случаях после отсева всех участников остается один единственный претендент, с которым, согласно норме закона, подписывается контракт по первоначально предложенной стоимости.

Еще один случай бесчестного проведения тендеров госзакупок — демпинг. Компания, участвующая в тендере, предлагает цену за контракт значительно ниже рыночной, а выиграв конкурс, заявляет, что не может обеспечить выполнение контракта по этой цене. Виновным в таких случаях может оказаться как исполнитель, так и заказчик. Первый может демпинговать специально, надеясь, что заказчик не будет иметь возможности заново устраивать конкурс виду нехватки времени и заплатит повышенную стоимость за выполненную в срок работу. С другой стороны, такую ситуацию может устроить и сам заказчик, выдвинув за счет демпинга своего претендента из всех желающих. В этом случае он также доплачивает исполнителю одним из обходных способов.

Среди обходных способов доплаты КСП выявляла схему изменения существенных условий госконтракта, при которых изменялись сроки и суммы выплаты авансов и конечной суммы.

Самое большое количество жалоб поступает на заказчиков из региональных госпредставительств, после них идут федералы, а за ними — муниципалы. Такое размежевание заметно лишь на картине общего числа поступивших жалоб. Дело в том, что как раз в таком порядке и распределено количество региональных, федеральных и муниципальных ведомств в стране.

Одной из главных проблем системы госзакупок РФ эксперты называют низкую квалификацию госзаказчиков и отсутствие контроля за ними. Впрочем, есть в этом сегменте и дефекты законодательства, например, нерегулируемость некоторых вопросов в сфере нормирования закупок.