Главное об электронных закупках

Зарегулировали:

в низкой прозрачности закупок виноват гиперконтроль?

Зарегулировали:

По данным составителей Национального рейтинга прозрачности закупок, только 34% закупок регионов можно назвать прозрачными. Столь низкий уровень объясняется запредельным регулированием, отмечают эксперты Т94. Соблюдение процессуальных норм само по себе не является показателем развитости системы закупок в том или ином регионе.

Лидером рейтинга прозрачности пятый год подряд остается Москва. В тройку лидеров 2017 г. также вошли Татарстан и Тамбовская область. Эти показатели неслучайны, уверены эксперты.

В Москве и крупнейших промышленных центрах можно собрать большую и творческую команду, которая обойдет лобовые барьеры процедурного контроля и защитит свою позицию в суде, рассуждает генеральный директор ЭТП ГПБ Михаил Константинов. "А там, где исполняют линейно, не имея возможности противоречить органам ФАС — все видно по статистике. Проблема — в запредельном регулировании бесконечными подзаконными актами, ради права на создание которых в Госдуму идет поток новаций к 44-ФЗ и 223-ФЗ. Причем под любыми предлогами", — отмечает он. 

Организаторы рейтинга считают, что причина непрозрачности закупок — в быстро меняющихся нормах законодательства. Заказчики не успевают адаптироваться к нововведениям, хотя определенный прогресс есть, признает председатель оргкомитета рейтинга Виктор Симоненко. Проблема сформулирована абсолютно верно: оперативно адаптироваться к постоянно меняющимся нормам законодательства о контрактной системе невозможно, рассказал Т94 начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center Дмитрий Казанцев.

"Любой рейтинг – это оценка по какому-то набору критериев, определенных его организаторами. Поэтому, конечно же, есть структуры (в данном случае – регионы), которые соответствуют критериям, и те, кто им не соответствует", — говорит руководитель Аналитического центра "Интерфакс-ProЗакупки" Георгий Сухадольский.

При оценке этого рейтинга важно понимать, что он касается не эффективности закупок того или иного заказчика, а именно прозрачности его закупок, причём прозрачности с т.з. закона "О контрактной системе", обращает внимание Казанцев. "Из 45 критериев, использованных при составлении этого рейтинга для оценки госзаказчиков, по крайней мере 42 касаются исключительно процессуальных моментов соблюдения Закона "О контрактной системе". Это важно, но этого недостаточно для эффективной закупки, — считает он. По его словам, нельзя судить о развитии системы госзакупок на основании того, насколько умело госзаказчики умеют исполнять его процессуальные нормы.

Этот результат во многим зависит от подхода руководителя к этому вопросу. "Некоторые руководители специально изучили алгоритм формирования рейтинга и предприняли специальные шаги по достижению наилучших показателей, благодаря чему смогли выйти в лидеры. И одновременно есть руководители, которые не обращают на подобные рейтинги никакого внимания, и соответственно не предпринимают никаких действий, связанных с показателями по критериям рейтинга", — поясняет Сухадольский.

Анастасия Смоленская