Главное об электронных закупках

Заплатят за сговор: Силовиков привлекают к контролю над госторгами

Госзакупки охвачены картелями.

Заплатят за сговор: Силовиков привлекают к контролю над госторгами

Картельные сговоры сегодня — самое опасное нарушение антимонопольного законодательства. Чаще всего они происходят при строительстве дорог, гособоронзаказе, закупке лекарств и медицинского оборудования, обеспечении населения продуктами питания. К борьбе с картелями надо привлекать силовиков, ведь пока для участников сговора можно добиться только административных штрафов. Об этом заявил Игорь Артемьев, глава Федеральной антимонопольной службы на очередном заседании коллегии.

В начале февраля Министерство экономического развития и ФАС опубликовали данные, свидетельствующие о том, что закупки на 1 трлн руб. в год проходят в режиме картельного сговора с завышением цен на госторгах на 20-30%. Такое положение дел приводит к убыткам в размере 200-300 млрд руб. То есть можно говорить об отсутствии ценовой конкуренции с "избранным" победителем. "Статья в уголовном кодексе об ограничении конкуренции не работает в частности потому, что правоохранительные органы устранились от борьбы с картелями. Необходимо активизировать работу по привлечению к уголовной ответственности участников картельных сговоров и сделать это направление деятельности одним из приоритетов в работе силовиков", — отметил глава антимонопольного ведомства.

С этим мнением согласны и эксперты Т94. По словам Николая Баранова, заместителя директора Центра профессионального развития государственных служащих академии при Президенте РФ, в части решения задач с картелями, ФАС продвинулась за счет принятия множества нормативно-правовых документов, позволяющихей вскрывать и расследовать сговоры. "Если вспомнить, что было пять лет назад,прогресс станет очевиден. Суды принимали только письменные документы о наличии сговора на торгах, а сейчас рассматриваютдела даже с косвенными доказательствами. Правоохранительная система пока не готова подключиться к этому процессу. Министерство внутренних дел и Федеральная служба безопасности РФ не помогают ФАС в расследованиях. Но ведь ФАС не правоохранительный орган, и она не занимается оперативно-розыскной деятельностью. Тем не менее, ФАС продвинулась в совершенствовании антимонопольного законодательства и контроле за госторгами, а все остальные стоят на месте", — сетует эксперт. Он добавил, что крупным правоохранительным органам необходимо создавать специальные подразделения, департаменты или отделы с экспертами по закупкам, которые взаимодействовали бы с ФАС. "Силовики должны стать более внимательнымик решению этого вопроса и заинтересованными в развитии конкуренции на торгах. Пока мы видим, что они к этому не готовы", — подчеркнул Николай Баранов.

Нередко ФАС удается поймать картели своими силами, без привлечения силовиков, и в таких случаях служба добивается результатов: суды приговаривают компании к большим штрафам.Самый массовый картель был обнаружен летом прошлого года во время торгов на поставку вещевого имущества для нужд МВД, ФСБ и Федеральной таможенной службы. Около ста текстильных компаний в условиях сговора прошли 18 открытых аукционов. Общая сумма контракта составила 3,5 млрд руб. Другой не менее масштабный сговор произошел на рынке лекарств. Семь московских и областных компаний стабильно выигрывали торги на поставку лекарств и медизделий. Специалисты ФАС заметили, что все они демонстрировали "единообразное поведение" и снижали начальную цену всего на 0,5–2%. Сумма сговора составляла почти 1,5 млрд руб.

По данным ФАС, общий объем контрактов у единственного поставщика на торгах по итогам 2016 г. достиг 1,14 трлн руб., что на 11 млрд руб. больше, чем в 2015 г. И это, по словам главы ведомства, без учета оборонки.

Всего в 2016 г. ФАС возбудила 416 дел об антиконкурентных соглашениях, 80% из них – картели, в том числе 298 сговоров на торгах. Если сравнивать с 2015 г., то рост составил 28,4%, не считая сговоров заказчика и участника торгов. Кроме того, ФАС обнаружила 262 антиконкурентных соглашения с участием органов власти и здесь рост на 15%, по сравнению с 2015 г.

По словам Игоря Артемьева, принятие национального плана развития конкуренции будет способствовать работе ФАС.Сейчас борьба с картелями происходит при помощи силовых проверок, а именно благодаря контрольно-инспекционному управлению.

Учитывая, что в 2017 г. ФАС ставит перед собой задачу продемонстрировать эффективность госзакупок в регионах, статистика с картелями может подпортить намеченные планы. Предприниматели из регионов должны увидеть, что госзакупки стали прозрачными, тогда появятся новые предложения и инвестиции, начнет развиваться бизнес. По мнению ФАС, это доверие позволит поднять на более высокий уровень работу по развитию конкуренции и антимонопольной политики. Однако в одиночку подобные задачи не решаются, и ведомство ратует за привлечение к контролю над госторгами силовиков. 
Автор: Ангелина Жукова. 

Статьи по теме