Главное об электронных закупках

Закупки дорогостоящих лекарств: традиционные и альтернативные способы организации поставок

В современных экономических условиях и учитывая специфику современных лекарственных препаратов (ЛП) для лечения дорогостоящих нозологий, которые закупают на основании тендерных процедур, перед государством встает вопрос о сдерживании роста расходов и выборе для закупок наиболее эффективных технологий.

Закупки дорогостоящих лекарств: традиционные и альтернативные способы организации поставок

Как известно, разработка современных ЛП названной категории – затратная и продолжительная во времени (процесс разработки может длиться от 5 до 10 лет и требовать до 1 млдр долларов инвестиций), поэтому государство может позволить себе закупать только те препараты, в отношении которых доказана клиническая эффективность и экономическая целесообразность.

Общеизвестно, что ЛП – категория специфическая. Жизненно необходимые и важнейшие лекарства необходимо закупать, сколько бы они ни стоили. В этом контексте на рынке госзакупок на первый план выдвигается вопрос конкуренции. Именно она может быть реальным инструментом экономии бюджетных средств при проведении закупочных процедур.

Но этот механизм не может быть использован в отношении ЛП, у которых нет взаимозаменяемых или воспроизведенных аналогов, и которые на данный момент являются монопольными на рынке. В этом случае целесообразно применять альтернативные формы закупки. Их эффективность уже доказана опытом других стран.

В качестве альтернативных способов закупок специалисты рассматривают специнвестконтракты, долгосрочные договора и соглашения о разделении риска. Стоит отметить, что каждая из названных моделей имеет свои цели и механизмы реализации.

Тема долгосрочных контрактов в поставках ЛП обсуждается уже достаточно длительное время. Этот способ, на первый взгляд, может быть выгодным для всех. Поставщики получают стабильный рынок сбыта и существенную экономию на маркетинге, а государство – возможность сохранить средства, которые тратятся на администрирование закупочных процедур.

Камнем преткновения в этом вопросе оказался пункт о сроках действия подобных контрактов. Специалисты утверждают, что долгосрочные контракты – это оптимальный вариант для закупок монопольных ЛП на средства федерального бюджета или бюджета ОМС. В этом случае срок действия соглашения можно установить равным сроку патентной защиты, а также оговорить уступки поставщика в цене взамен на стабильные большие объемы продаж.

Специальный инвестиционный контракт (СПИК) является схожим по механизму реализации к долгосрочному контракту. Согласно ФЗ "О промышленной политике в РФ", СПИК между инвесторами и РФ заключается на срок до 10-ти лет. Инвестор обязуется в течение времени действия контракта вкладывать средства в модернизацию или освоение производства, а государство – предоставлять определенные меры стимулирования. Таким образом, СПИК – нефинансовый документ. Эксперты отмечают: он также имеет свои риски, особенно в том случае, когда компания, подписавшая данное соглашение, производит несколько ЛП, в том числе и имеющих российские аналоги. Под действием СПИКа производство таких лекарств оказывается менее затратно, что отображается на их стоимости и, как следствие, может привести к нарушению антимонопольного законодательства. Таким образом, эксперты рекомендуют обращаться со СПИКами аккуратно и четко прописывать все условия.

Соглашение о разделении рисков (risk-sharing) – это договор между государством и фармпроизводителем, когда последний соглашается взять на себя риски вывода на рынок новых ЛП и компенсировать расходы в случае отсутствия эффекта от лечения. Этот вид контракта на поставку ЛП предоставляет возможность пациентам получить быстрый доступ к дорогостоящим инновационным ЛП при одновременном снижении их стоимости. Договора о разделении рисков особенно популярны в странах Европы и Америки. Статистика показала, что, благодаря таким соглашениям, можно экономить до 15% бюджетных средств. Вместе с тем, бывали случаи, когда эти контракты оказывались недостаточно прозрачными, а связанные с ними расходы – избыточными. Поэтому эксперты рекомендуют перед внедрением соглашений о разделении рисков в российское пространство, тщательно проработать их механизм, адаптировать и проанализировать возможность дополнительных издержек.

Таким образом, в сфере закупок дорогостоящих и жизненно необходимых ЛП можно выделить два вида соглашений: финансовые контракты и договора, нацеленные на достижение результатов лечения. Все виды соглашений в этой сфере подразумевают переговорный процесс между поставщиком и заказчиком. На этом этапе важно обеспечить общественный контроль и прозрачность процедур, чтобы исключить возможность наличия коррупции. Также стоит подчеркнуть, что названные виды договоренностей в принципе не могут быть массовыми и их можно рассматривать только как один из вариантов расширения закупочного метода и применения более гибких подходов для обеспечения пациентов необходимыми лекарствами.
 

Статьи по теме