Главное об электронных закупках

Законы не в нашу пользу

Почему электронизация торгов не приносит результат

Законы не в нашу пользу

Существующий объем законодательной базы, чрезмерная регламентация процедур закупок не дают заказчикам и поставщикам работать в нормальных условиях и развиваться. Назрела острая необходимость доработать положения 44-ФЗ, которые идут вразрез с правительственными постановлениями, пришли к выводу участники конференции «Новации законодательства в сфере федеральной контрактной системы. Практика применения», организованной ЭТП «Российский аукционный дом», некоммерческим партнерством «Профессионалы электронного рынка» и Уральской торгово-промышленной палатой.

«Вместе с введением электронных процедур в сфере закупок увеличился и объем законодательной базы. В контрактной системе сейчас очень сложно ориентироваться», — отметил директор департамента экономики администрации Екатеринбурга Алексей Прядеин. Но без жесткого регулирования сложено представить госсектор, добавляет руководитель департамента государственных и корпоративных закупок электронной площадки «Российский аукционный дом» Андрей Полянский. По его словам, государство стремится сделать закупки максимально прозрачными, но кроме законодательной базы инструментов влияния у него нет. «Сложно представить свободный рынок там, где есть бюджетные деньги. Важно чтобы в этом вопросе не было взаимоисключающих вещей. Каждая позиция в законе должна быть понятной и прозрачной для всех участников рынка. И, конечно, инициативы по совершенствованию закона должны обсуждаться с игроками рынка», — говорит он.

Между тем, масштабные нарушения со стороны заказчиков в госзакупках создают проблемы и ограничения для поставщиков – представителей бизнеса, формируют непрозрачность, закрытость сферы закупок и, как следствие, наносят вред экономике страны. Замначальника управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Карина Шарова отметила, что среди наиболее распространенных нарушений в госзакупках – непонятный порядок оценки заявок от поставщиков по неценовым критериям, отсутствие в закупочной документации инструкции по заполнению заявки, ненадлежащее описание объекта закупки и прочие. Участники конференции сошлись во мнении, что за все этапы закупочных процедур ответственность несет заказчик. По мнению абсолютного большинства, именно он должен отслеживать корректность предоставленной информации о закупке, соблюдение сроков и все действия, связанные с оформлением протоколов и подписанием контрактов.

«Многие нарушения при закупках возникают оттого, что у нас остается очень много нерешенных вопросов. В частности, в стране высокий уровень коррупции, нечетко работает каталог товаров, работ и услуг, жесткая регламентация действий заказчиков, противоречия между разными нормативными актами», — заметил  замдиректора Центра развития конкурентной политики государственного заказа РАНХиГС  Николай Баранов. По его мнению, все эти вопросы надо решать, чтобы в конечном итоге заказчики могли проводить закупки так же легко и быстро, как это сегодня делают потребители в электронном магазине.

Подобные услуги и сервисы готовы предоставить электронные торговые площадки, предлагая своим клиентам не просто сервисы, с помощью которых удобно работать с поставщиками, но реальную возможность экономить на закупках. «Площадка сегодня может привлекать поставщиков, осуществлять аудит закупочной деятельности, консультировать клиентов и предоставлять дополнительные сервисы», — рассказал замруководителя департамента государственных и корпоративных закупок «Российского аукционного дома» Сергей Шавнев. Одна из полезных опций ЭТП, к примеру, бесплатная помощь заказчикам в оформление документов. Особенно актуален такой сервис в небольших городах, где у заказчиков не хватает знаний и опыта.

На конференции у участников закупочных процедур была возможность задать экспертам интересующие вопросы. Больше всего их волнуют вопросы по размещению документации на ЭТП, а также взаимодействие с территориальными органами антимонопольной службы и центральным аппаратом ФАС – многим неясно, в каких случаях нужно обращаться в то, или иной подразделение. Представители ФАС ответили, что все вопросы на местах решают территориальные органы, но центральный аппарат рекомендует дублировать запросы и в главное управление ФАС, которое мониторит ситуацию на рынке. «Много вопросов касались работы Единой информационной системы, — отметил Андрей Полянский. – В начале года все заказчики столкнулись с тем, что ЕИС не справляется с наплывом процедур. Жалуются, что система зависает, не отправляет проекты договоров, не выкладывает протоколы и есть реальная проблема с коммуникациями – от техподдержки нет обратной связи, особенно у новичков, которые в этом году впервые пришли на госзакупки и обязаны регистрироваться в ЕИС».

По итогам конференции, принято решение подготовить рекомендации о доработке положений 44-ФЗ, которые идут вразрез с правительственными постановлениями, а также по примеру коллегии адвокатов проработать вопрос о создании коллегии, которая будет отстаивать права заказчиков перед арбитражными органами и ФАС.

Автор: Ангелина Жукова.

Андрей Полянский
Руководитель департамента государственных и корпоративных закупок электронной площадки «Российский аукционный дом»
Николай Баранов
Заместитель директора Центра профессионального развития государственных служащих Академии при Президенте РФ