Главное об электронных закупках

Законопроект о Федеральной контрактной системе значительно изменяет процедуру проведения госзакупок

Электронные аукционы не слишком хорошо приспособлены для госзакупок, и основной процедурой в этой сфере должны стать открытые аукционы

Законопроект о Федеральной контрактной системе значительно изменяет процедуру проведения госзакупок

Об этом 1 сентября на пресс-конференции, посвященной презентации законопроекта о Федеральной контрактной системе, заявила министр экономического развития РФ Эльвиры Набиуллина. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.

Закон о Федеральной контрактной системе, разработанный Минэкономразвития, должен придти на смену действующему закону №94-ФЗ "О размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных муниципальных нужд". Главное его отличие в том, что процедуру госзакупок планируется сделать более осмысленной, а контроль за ней — сквозным, начиная от обоснования необходимости самого тендера и его начальной цены, и заканчивая результатами закупки.

Федеральная контрактная система существенно расширяет перечень процедур закупок. Основной процедурой, как и в международной практике, планируется сделать открытый конкурс. "Электронные аукционы во многих случаях не способны справиться с поставленными перед ними задачами, — заявила Эльвира Набиуллина. -Сегодня сфера их применения искусственно расширена, в том числе и тогда, когда речь идет о сложных процедурах, которые требуют конкурса с учетом качественных характеристик участников". Другие процедуры (кроме открытого конкурса) будут применяться с ограничениями, необходимость их использования обосновывается заказчиком в плане-графике закупок на очередной год.

В законопроекте предусматривается следующий перечень процедур:
— Открытый конкурс
— Закрытый конкурс
— Конкурс с ограниченным участием (новая процедура, применяется для товаров специализированного или высокосложного характера, поставки которых способны обеспечить лишь ограниченное количество поставщиков). По сути представляет собой открытый конкурс с предквалификацией.
— Двухэтапный конкурс (применяется для научных исследований, проектных работ, создания произведений культуры и искусства). Вначале конкурсная комиссия собирает от потенциальных участников содержательные предложения без указания цены контракта. Затем критерии отбора уточняются и следует предложение цены.
— Электронный аукцион
— Запрос котировок
— Запрос предложений (эта процедура применяется в случае необходимости проведения срочной закупки, или если ранее проведенные процедуры закупок были признаны несостоявшимися). Объявление о ней дается в единой информационной системе за 3 дня, заказчик оценивает предложения в присутствии участников. После оглашения наилучшего предложения участники в течение 1 дня должны представить окончательные оферты.
— Из единственного источника.

Кроме того, пересматриваются предельно допустимые веса критериев оценки предложения. Вес цены контракта предлагается снизить до 50% (когда речь идет о тендерах в области культуры и искусства — до 20%. Остальные критерии — расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, сроки поставки, качественные, функциональные и экологические характеристики, условия гарантии.

Вводятся антидемпинговые механизмы. В частности, при снижении начальной цены более чем на 25% торги останавливаются, и аукцион признается несостоявшимся. Законопроект устанавливает право одностороннего расторжения контракта в ограниченном количестве случаев (и если это было предусмотрено в самом контракте).