Главное об электронных закупках

Законопроект Гудкова–Навального о госзакупках машин для чиновников отправлен на доработку

Ответственный комитет Думы представил свое заключение на законопроект, запрещающий чиновникам приобретать легковые автомобили дороже 2 млн рублей. Комитет похвалил инициативу, представленную Алексеем Навальным и внесенную в Госдуму депутатом Геннадием Гудковым,замруководителя фракции "Справедливая Россия" однако сделал целый ряд замечаний

Законопроект Гудкова–Навального о госзакупках машин для чиновников отправлен на доработку

Например, из-под действия запрета предлагается вывести местные власти, госкорпорации и естественные монополии. «Наши чиновники свою высокопоставленную задницу предпочитают сажать в самые роскошные лимузины мира», — обрушился Гудков с критикой на коллег и сообщил «Маркеру», что доработает проект теперь уже летом.

«Идея заслуживает поддержки»

Заключение и решение комитета по земельным отношениям представлены на прошлой неделе. «Идея ограничения расходов получателей бюджетных средств в целях недопущения приобретения предметов роскоши, не связанных непосредственно с обеспечением осуществления функций и полномочий Российской Федерации… по мнению комитета, заслуживает поддержки. Вместе с тем по законопроекту имеется ряд замечаний», — говорится в решении комитета.

Во-первых, отмечается в документе, предложенный механизм будет задерживать закупки, поскольку требует в каждом случае одобрения правительства. Во-вторых, найдены противоречия с Бюджетным кодексом и принципу самостоятельности бюджетов: по замыслу авторов действующей редакции, правительство должно регулировать покупку дорогих машин и на местах, то есть в муниципалитетах. Кроме того, законопроект об изменении закона о госзакупках (94-ФЗ) устанавливает лимит для сотрудников естественных монополий и ГУПов и МУПов — а это другие законы. Критике подверглось и экономическое обоснование: не хватило доказательств необходимости ограничения именно по легковым автомобилям. Также не обоснован и размер лимита — 2 млн рублей, говорится в решении комитета.

Гудков раскритиковал уходящего в отставку Громова

По словам Геннадия Гудкова, его аппарат внесет изменения в законопроект. «Если правительство до июля месяца не примет постановление о том, что они запрещают чиновника покупать дорогие машины, то мы в сентябре выносим доработанный законопроект и принимаем его», — заявил Гудков «Маркеру».

Сейчас дорогие машины чиновников ставятся в ГИБДД на спецучет, открытый только для руководителей ведомства, говорит Гудков. «Правительство Московской области — «громовское» правительство — оно ездило на шикарных лимузинах за бешеные бабки, а для того чтобы никто не интересовался, на чем они ездят, они этот учет закрыли и ограничили доступ к этому массиву данных руководством областного ГАИ», — рассказывает Гудков. По его словам, власти также используют схему фиктивной аренды. «Правительство Громова оно делало очень просто: оно покупало за бюджетные деньги на счет Мосавтодора или не помню какой-то организации и у самого себя арендовало эти машины. Ну, то есть это то же самое, только вид с боку, как в анекдоте», — говорит Гудков.

«Роспил» постеснялся приобщать свое исследование

Говоря о сути претензий комитета, Андрей Мищенков, юрист проекта Навального «Роспил», отметил, что местные власти можно вывести из-под действия закона, как и предлагают в отзыве комитета, и это не повлияет на его суть. «Мы не указали в пояснительной записке к законопроекту, почему речь идет именно о легковых автомобилях и о планке в 2 млн рулей. Я работаю в «Роспиле», и жалобы по покупкам автомобилей — вторые по частоте. По поводу 2 млн — мы провели маркетинговое мини-исследование. Но мы не можем свои неофициальные сведения приложить к законопроекту», — рассказывает Мищенков, автор большей части текста проекта. По его словам, например, аппарат Думы тратит около 5 млрд в год на свое содержание, при этом из них 4 млрд уходит на автомобили.

Идея законопроекта об ограничении стоимости автомобилей для госчиновников планкой в 2 млн рублей принадлежит Алексею Навальному. Согласно законопроекту, по поводу закупки более дорогих машин — например, бронированной техники для охраняемых лиц — правительство должно давать специальное разрешение. Текст законопроекта, написанный Андреем Мищенко, был отправлен во все парламентские фракции, и первой его внесла в Думу «Справедливая Россия» осенью.

«Правительство само обнаглело»

Были и другие варианты законопроекта о лимите автоцен, от ЛДПР и от КПРФ: последняя предложила установить планку в 1 млн рублей. «Мы эти три законопроекта — они похожие — объединим в один», — говорит Гудков. В апреле 2012-го Минэкономразвития заявило, что разрабатывает свой законопроект, который предлагает закупать для чиновников только машины отечественной сборки, но без ограничения стоимости.

Между тем проект Гудкова получил отрицательный отзыв правительства, но, по его мнению, «аргументация правительства выглядела не очень убедительно». «Правительство само обнаглело, потому что нет ни одного чиновника, который ездил бы на простых машинах. Они сами не знают, что покупать, хорошо, что Maybach не покупают и Rolls-Royce с Bentley, а так у них уже все есть, — негодует Гудков. — Наши чиновники свою высокопоставленную задницу предпочитают сажать в самые роскошные лимузины мира».