Главное об электронных закупках

Яков Геллер: С внедрением ФКС электронные площадки лишат дохода?

Минэкономразвития хочет перевести деньги по обеспечению заявок госконтрактов со счетов электронных торговых площадок на счет Федерального казначейства. По мнению игроков рынка, принятие данной инициативы практически уничтожит систему электронных торгов для госзаказа в России

Яков Геллер: С внедрением ФКС электронные площадки лишат дохода?

Министерство экономического развития РФ собирается перевести деньги по обеспечению заявок госконтрактов со счетов электронных торговых площадок (ЭТП) в Федеральное казначейство, а электронные аукционы до 1 млн руб. проводить вовсе без них. Для этого министерство разрабатывает законопроект.

По мнению директора департамента ФКС Минэкономразвития Ольги Анчишкиной, это заметно облегчит жизнь малому бизнесу, который сейчас недоволен самим фактом обеспечения заявки. По ее словам, изначально обеспечение задумывалось как барьер для фирм-однодневок, однако впоследствии об него стали «спотыкаться» добросовестные компании. Площадки зачастую искусственно задерживают деньги на счетах, тем самым вынимая их из оборота компаний, считают в Минэкономразвития, полагая, что, если финансовое обеспечение будет у казначейства, такая практика уйдет в прошлое. «Есть и другие способы обеспечения, которые не требуют отвлечения денег из оборота. К примеру, штрафные санкции: если поставщик выиграл, но уклонился от обеспечения контракта, он автоматически оказывается в реестре недобросовестных поставщиков и платит штраф», — сказала госпожа Анчишкина.

Напомним, что в прошлом году в России были отобраны пять ЭТП для проведения торгов государственными заказчиками на ближайшие три года — ЭТП правительства Москвы и Татарстана, Сбербанка, РТС и ММВБ. Тогда же, в 2010 году, было подписано пять одинаковых соглашений между ЭТП, Минэкономразвития и ФАС, в которых прописано, что деньги должны храниться на депозитах. Срок их действия — до 2015 года. Теперь Минэкономразвития предлагает расторгнуть свои обязательства по данному контракту до срока их истечения.

Генеральный директор ГУП «Агентство по госзаказу РТ» Яков Геллер сообщил, что татарстанская ЭТП уже несколько лет назад частично реализовала то, чего хочет сейчас Минэкономразвития. Из ЭТП РТ деньги от обеспечения заявок идут на счет казначейства, но не федерального, а республиканского. «Агентство по госзаказу РТ» получает только долю от прибыли.

 

Тем не менее господин Геллер негативно оценивает предложение Минэкономразвития. «Этот шаг неверный. Электронные площадки — бизнес, и он должен развиваться. В том числе за счет тех источников, которые закладывались при первоначальных инвестициях. Конкурс прошел на срок 5 лет. При проведении следующего конкурса можно заложить любые другие условия и посмотреть на желающих принять в нем участие. Уже с другими расчетами возврата инвестиций и получения прибыли», — сказал «где Деньги» господин Геллер. По его словам, площадки не должны думать о том, как компенсировать убытки. «Площадки должны обращаться в суд за признанием незаконной отмены задним числом условий проведения отбора», — подчеркнул он.

 

В свою очередь заместитель генерального директора ГУП «Агентство по госзаказу РТ» Владимир Аксенов рассказал «где Деньги», что ЭТП — это серьезный программно-технический комплекс, и «чтобы обеспечить его бесперебойную круглосуточную работу, нужны немалые средства». По словам господина Аксенова, площадке платит только тот участник, который по итогам аукциона подписал контракт. А размер этой платы зависит от начальной цены контракта и составляет не больше 3 тыс. руб. «Такой уровень цен точно не покроет расходов трех площадок из пяти, в том числе и нашей», — утверждает господин Аксенов. Поэтому, по его словам, проценты с денег, поступающих в качестве обеспечения заявки на специальный счет в банке, являются дополнительным источником, позволяющим площадкам выжить.

По мнению господина Аксенова, «принятие предложения Минэкономразвития поставит крест на электронных торгах для госзаказа в России». «У площадок появились серьезные враги, ведь широкомасштабное введение электронных торгов послужило оздоровлению закупочной деятельности в России. Мы лишили недобросовестных заказчиков возможности управлять процессом соревнования претендентов. И это им очень не нравится. И в этом предложении выражается эта неприязнь», — заявил «где Деньги» господин Аксенов.

Руководство татарстанской электронной площадки также парирует обвинение представителей Минэкономразвития в преднамеренной задержке денег на счетах. «Нам неизвестны случаи искусственной задержки денег на счетах. Плохо, когда такие голословные заявления делаются до и вместо обсуждения с заинтересованными лицами. Может быть, если бы эти обвинения были предъявлены официально или в ходе совещания с примерами и жалобами тех, у кого площадки вынули деньги из оборота, площадки могли бы что-то ответить, изучив ситуацию, согласиться либо опровергнуть обвинения, доказать неправдоподобность заявления. Отнюдь. Нам неизвестны совещания в Минэкономразвития на эту тему», — сказал «где Деньги» Яков Геллер.

По прогнозам ГУП «Агентство по госзаказу РТ», в случае осуществления мер, предложенных Минэкономразвития, электронным площадкам придется сокращать свои расходы, а это неизбежно скажется на качестве обслуживания заказчика. Велика доля вероятности того, что площадки вообще перестанут функционировать, полагают в ЭТП. «Если сегодня доля закупок с помощью электронных торгах по России составляет 60%, то мера Минэкономразвития приведет к тому, что на площадках останется только 10% торгов. Формально торги будут, но, по сути, их не будет. А потом они скажут, что никто в России электронными торгами заниматься не хочет», — сказал господин Аксенов. 

Директор «Тендерного межрегионального центра» Марина Ишмухаметова считает, что если площадки лишат доходов от обеспечения заявок, ЭТП могут увеличить стоимость обеспечения. Кроме того, полагает госпожа Ишмухаметова, финансовые убытки площадки могут компенсировать за счет взимания денег с заказчиков, которые сейчас размещаются бесплатно. «Обеспечение не может искусственно задерживаться на счетах ЭТП. И если на простых аукционах деньги находились до 5 дней, то на электронных площадках даже меньше. Никаких изменений с процедурной точки зрения здесь не предусматривается», — сказала «где Деньги» госпожа Ишмухаметова. По ее мнению, залоговое обеспечение было придумано не для борьбы с фирмами-однодневками, а для того, чтобы было серьезное отношение участников к торгам.
«Обеспечение контракта задумывалось и реализовалось как предквалификация участника — потенциального поставщика продукции для государственных нужд», — соглашается господин Геллер. По его словам, для помощи бизнесу, в том числе малому, в регионах придумывают различные льготы и преференции — от льготных кредитов до револьверных фондов — с тем, чтобы дать возможность новичкам участвовать в торгах.

Опрошенные «где Деньги» участники рынка считают, что инициатива Минэкономразвития может быть реализована без серьезных негативных последствий только частично, при этом площадкам должны быть компенсированы финансовые потери. 

Впрочем, аналитики не разделяют алармистских ожиданий электронных площадок. Так, по мнению аналитика «Инвесткафе» Ильи Раченкова, инициатива Минэкономразвития «лишь сокращает путь обеспечения до государственных учреждений, так как они не имеют счетов в коммерческих банках, но имеют счета в Федеральном казначействе». «Я не думаю, что это событие как-нибудь повлияет на рынок ЭТП. Аргумент о задержке обеспечения на счетах ЭТП имеет право на существование, но, на мой взгляд, не является основным», — сообщил «где Деньги» господин Раченков.

По его словам, рынок ЭТП растет, однако его развитие тормозится сложностью и мошенничеством при размещении госзаказов. «Отмена обеспечения для контрактов до 1 млн руб. может стать фактором, который увеличит число участников и позволит сделать торги более конкурентными, однако есть риски того, что контракты будут получать недобросовестные подрядчики», — комментирует аналитик. Господин Раченков отмечает, что «фактически все крупные государственные органы и компании с госсобственностью имеют собственные ЭТП, на которых они размещают заказы, но развитие данного рынка ограничено госсектором».
Споря с ним, Яков Геллер отметил, что «слепить программу, назвать ее электронной торговой площадкой может теперь наверняка каждый второй студент КАИ. Есть много площадок, работающих с коммерческими предприятиями. Наверное, не плохо работающие. У каждой свои плюсы. У каждой наверняка свои минусы». «Для нас главное, что в 2004 году Татарстан доказывал необходимость и возможность электронных торгов, а в 2011 году уже существует рынок операторов. Значит, идея овладела массами», — заявил господин Геллер.