Главное об электронных закупках

Взялись за старое: МЭР представил "новую" политику в закупках

Министерство экономического развития РФ стало договариваться с госкомпаниями и естественными монополиями о реформировании системы их закупок. На сайте ведомства размещены "Слагаемые политики Правительства РФ в отношении регулирования закупок отдельных видов юридических лиц" с предложениями по реализации "новой" политики в 223-ФЗ. Эксперты ознакомились с документом и высказали весьма противоречивые мнения.

Взялись за старое: МЭР представил "новую" политику в закупках

Одни считают, что "новая" политика Правительства расширена и нацелена на оптимизацию процедуры закупок. Другие соглашаются, но добавляют, что условия станут доступнее только для госкомпаний, а поставщикам придется преодолевать новые преграды.

Согласно предложениям МЭР, заказчики самостоятельно формируют способы определения поставщика, устанавливается закрытый перечень случаев обжалования закупок, а от закупок в электронной форме можно будет вновь вернуться к непрозрачным закупкам "на бумаге". Это только часть тех параметров, которые вызывают у экспертов много вопросов. Есть опасения, что предлагаемая политика приведет к своевольным действиям со стороны госкомпаний и полному отсутствию конкуренции, а в итоге к принудительному переходу государственных компаний на работу по жестко регламентированному 44-ФЗ.

Мониторинг МЭР за первое полугодие 2016 г. показал, что более 96% закупок осуществлялось на неконкурентной основе. При этом закупки у единственного поставщика увеличились на 2%, по сравнению с 2015 г., а количество "иных" закупок — на 300 способов, достигнув 3,8 тыс. "Очевидно, что данные катастрофические цифры необходимо снижать, — заявил Т94 Сергей Фахретдинов, руководитель Комитета "Деловая Россия" по развитию взаимодействия бизнеса и госкомпаний. — "Новая" политика Правительства относительно регулирования закупок по 223-ФЗ расширена и нацелена на оптимизацию процедуры закупок. Но условия станут доступнее только госкомпаниям, а для поставщиков указываются новые преграды". По словам эксперта, недоверие бизнеса, в том числе малого и среднего, к участию в закупках госкомпаний по 223-ФЗ благодаря такой "новой" политике только усилится. Он также предупреждает, что "новая" политика будет способствовать увеличению закупок у единственного поставщика. Заказчику не нужно будет указывать максимальную цену договора, а, главное, публиковать в Единой информационной системе извещения о закупочных процедурах. "Такое действие фактически лишает малый и средний бизнес желания расти, развиваться и превращаться в крупный. Конкуренция не просто будет отсутствовать, даже о возможности стать конкурентом не будет и речи. Бизнесу станет выгоднее оставаться "маленьким", а в разрезе экономики это приведет к стагнации и упадку", — сетует он.

По словам Михаила Константинова, генерального директора Электронной торговой площадки Газпромбанка, все предлагаемые пункты политики должны быть разъяснены участникам рынка. В частности, сейчас есть неопределенность, которая критична для компаний, ведущих проекты со сроками окупаемости в 10 и более лет. "В данной политике не прописано, какая за ней лежит экономическая модель развития в цифрах и целевых ориентирах по годам. В таком случае возникает вопрос, как планировать на 15 лет", — говорит он, уточняя, что все новые предложения  не несут характера экономического регулирования, а скорее относятся к процедурным. Кроме этого, непонятно, по какому плану будет реализована политика. По словам эксперта, было бы любопытно узнать, когда и какие подзаконные акты, проекты законов или поправок выйдут, и какую экономическую суть они будут нести. "Зато все предложения ведомства укрепляет определенность, которую создает Федеральная антимонопольная служба,  усиливая как раз не экономический, а процедурный контроль за закупками. Очевидно, что его проще осуществить, сведя все к единой нормативной базе 44-ФЗ, а не действовать в рамках 223-ФЗ, который создан для экономических субъектов, ведущих производственную деятельность в условиях конкуренции, если даже и не в России, то за рубежом уж точно", — комментирует Михаил Константинов.

Впрочем, по словам Дениса Патрунина, заместителя генерального директора по правовым вопросам B2B-Center, все идеи, прописанные МЭР, разумны и отражают особенности работы коммерческих компаний, подпадающих под действие 223-ФЗ. Предполагаемая политика представляется для него взвешенной, учитывающей  отличия сферы применения 223-ФЗ от контрактной системы, и содержащей перспективные направления развития отрасли. Кроме этого, "новая" политика не содержит радикальных предложений, озвученных раньше. "Например, в проекте зафиксирован отказ от тотального исключения унитарных предприятий из сферы действия 223-ФЗ, — говорит Денис Патрунин. – В целом, опубликованная политика направлена на формирование разумного баланса во взаимоотношениях участников контрактных отношений, поэтому заказчики и поставщики должны отнестись к ней положительно. Если предложения, зафиксированные в документе, будут реализованы на практике, то это положительно скажется на общем развитии сферы регулируемых закупок и эффективности закупочной деятельности госкомпаний".

В свою очередь Дмитрий Сытин, генеральный директор ТЭК-Торг, отметил, что в новой политике учтен важный момент, который позволит сохранить конкурентоспособность унитарных предприятий. Речь об их возможности участвовать в торгах госкомпаний и корпораций без перевода на жесткие правила госзакупок. "Ведомство предусмотрело возможность ослабления требований государства к проведению закупок самими унитарными предприятиями, что также позволит остаться им конкурентоспособными наравне с коммерческими компаниями. Как пример, участие унитарных предприятий в закупках "Росатома", где в торгах участвуют и коммерческие компании-поставщики. Последние проводят закупки как субподрядчики для госкомпании по своим внутренним правилам, причем они не связаны жесткими сроками и регламентом. Тогда как унитарное предприятия, прежде чем участвовать в торгах, должны произвести ряд манипуляций: раскрыть структуру субподрядчиков, что входит в обязанности по 44-ФЗ, далее провести все соответствующие процедуры по выбору субподрядчика и многое другое. Таким образом, это предприятие теряет конкурентоспособность по сравнению с потенциальным поставщиком в лице коммерческой компании", — пояснил Дмитрий Сытин.

В рамках закупок по 223-ФЗ планируется принятие решения, которое устроит госкорпорации и государство – перевод всех закупок по 223-ФЗ стоимостью до 5 млн руб. на федеральные электронные площадки, обратил внимание Виктор Степанов, генеральный директор электронной площадки РТС-тендер. Он подчеркнул, что к этому необходимо произвести сокращение количества процедур и площадок: "Пять или семь их останется – это не так важно, будущее корпоративных закупок за универсальными электронными площадками".

Комментируя проект, Юрий Зафесов, директор департамента закупочной деятельности "Россети", заметил, что "новая" политика Правительства в отношении регулирования закупок отдельных видов юридических лиц в целом наиболее полно учитывает сегодняшние реалии закупочной деятельности, а также особенности и опыт выстраивания бизнесс-процесса закупок разного числа заказчиков, являющихся субъектами регулирования 223-ФЗ.

Поставщики, которые остались не у дел, по словам Виктора Степанова, в скором времени получат более широкий доступ к закупкам госкорпораций и смогут активно участвовать в них. "Это обусловлено не только будущими законодательными изменениями, но и развитием федеральных площадок, их трансформацией из обычной платформы для торгов в единую систему, где поставщик может получить комплексную поддержку на всех этапах участия в закупках, необходимые финансовые продукты, например, банковские гарантии, кредитование, а также воспользоваться полезными бесплатными информационно-аналитическими сервисами (поиска закупок, проверки организации, получения электронной подписи)", — поясняет Т94 Виктор Степанов, добавляя, что на некоторых площадках все сервисы уже доступны из личного кабинета в режиме онлайн.

Автор: Ангелина Жукова.