Главное об электронных закупках

Выходим в топы: Россия получила высокую оценку в мировом рейтинге госзакупок

Всемирный банк высоко оценил российские показатели в сфере закупок в 2016 г. Из 180 стран-участниц рейтинга только Россия продемонстрировала механизм подготовки заявок, достойный 100 баллов.

Выходим в топы: Россия получила высокую оценку в мировом рейтинге госзакупок

Согласно результатам нового исследования Всемирного банка, Россия лидирует также в категориях подачи тендерных предложений и управления закупочным процессом, набрав по ним 78 и 82 балла соответственно. "Этот показатель выше, чем в среднем по миру", — говорится в исследовании. А вот процесс вскрытия заявок, их оценки и определения победителя получил 64 балла. По данным Всемирного банка, аналогичные показатели у Великобритании, Австралии, Нидерландов и Румынии, и он также является средним для региона "Восточная Европа и Средняя Азия" (куда относят и Россию).

 

По словам Федерики Салиолав, менеджера программ группы специальных инициатив и руководителя проекта "Сравнение систем государственных закупок" Всемирного банка, чтобы процесс закупок в России стал более совершенным, в основе каждой сделки должны лежать принципы прозрачности, равного доступа к торгам и отсутствия секретности.

 

Сами же российские предприниматели считают, что сфера государственных и муниципальных закупок пока остается одной из самых коррумпированных. Согласно данным "Бизнес-барометра коррупции" Торгово-промышленной палаты РФ, более 47% предпринимателей считают самой коррумпированной сферой выдачу справок и разрешений (в основном для строительства). 45% предпринимателей ставят на первое место именно закупки, а 40% опрошенных — контроль за предпринимательской деятельностью.

 

Подтверждают эти тенденции результаты еще одного мирового рейтинга, Transparency International, отражающего оценку уровня восприятия коррупции, Россия заняла 136-е место из 174. Согласно исследованию, чем ниже позиция в рейтинге, тем выше уровень коррупции. Наименьший уровень зафиксирован в Дании, Новой Зеландии и Финляндии, а в тройку лидеров по коррумпированности входят Судан, КНДР и Сомали.

 

Сергей Фахретдинов, руководитель Комитета "Деловая Россия" по развитию взаимодействия бизнеса и госкомпаний, в комментарии Т94 отмечает, что пока не все стремятся к открытой закупочной деятельности. По итогам "Национального рейтинга прозрачности закупок 2016" из 71 крупнейшего заказчика, деятельность которых регулируется 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг у отдельных видов юридических лиц", звание "Гарантированная прозрачность" получили всего семь заказчиков: "Росатом", "Мосгортранс", "Россети", Государственная компания "Автодор", "Внешэкономбанк", "МОСГАЗ", "Петербургский метрополитен".

 

"В лидерах вновь оказались компании с ярко выраженными личным участием и заинтересованностью руководства. При этом самыми открытыми стали не гиганты по объему закупок, а новаторы. Интересно, что, например, "Автодор" — единственная из госкомпаний, сделавшая обязательной такую преференцию для малого и среднего бизнеса, как 30% авансирования. "Росатом" первым ввел единый стандарт закупок. "Россети" в рамках программы партнерства предусмотрели для МСП возможность исполнения договора без предоставления обеспечения. А первым принципом закупочной деятельности "Россетей", закрепленным в отдельном внутреннем документе, является информационная открытость. Такой подход позволяет не только эффективно вести деятельность, но и быть примером для остальных игроков рынка закупок," – поясняет Сергей Фахретдинов.

 

Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты РФ, раннее говорил Т94, что для совершенствования сферы закупок нужно сократить количество электронных торговых площадок, на которых проводятся закупки товаров и услуг, и разработать единые стандарты их функционирования. "Сейчас на каждой площадке свои условия и правила. Заплатив за участие немалые деньги (кое-где и 60 тыс.руб.), не факт, что станешь победителем торгов", — посетовал он.

 

Кстати, в исследовании Всемирного банка отмечается, что при сравнении мировых показателей аналитики выявили тенденцию перевода закупок в электронный вид. В 73 странах из 77 есть официальные торговые площадки для госзакупок. "Надеемся, исследование станет драйвером для дальнейших качественных изменений российской закупочной системы, а также поможет выявить точки роста для поставщиков. Таким образом, заказчик получит в итоге лучшее соотношение качества и цены, поставляемых товаров и услуг", — отметила Федерика Салиолав.

 

Впрочем, результаты исследования Всемирного банка подтверждают итоги мониторинга закупок Счетной палаты РФ. Закупки стали распределяться более равномерно в течение всего года, а соответственно и стали более открытыми. "Раньше закупки осуществлялись "под шумок" в конце года, — отмечает Максима Рохмистрова, аудитора Счетной палаты РФ. – Сейчас мы видим положительную динамику по сравнению с 2015 г., более равномерные закупки в течение года. За 9 месяцев 2015 г. общий объем закупок составил 4,2 трлн руб., за 9 месяцев 2016 г. данный показатель практически не изменился и составил 4,3 трлн руб. Изменение всего 2%".

 

У России уже довольно неплохие показатели на мировом рынке госзакупок. Но эта сфера так и останется коррумпированной, пока участники не начнут сами следить за процедурами. Со стороны предпринимательского сообщества можно ждать поддержки в организации прозрачных торгов. А госкомпании должны сами проявлять инициативу по повышению прозрачности и открытости своих закупочных процедур.

Автор: Ангелина Жукова.