Главное об электронных закупках

Вторая редакция закона о строительном подряде на госзакупках вызвала негативные отзывы экспертов отрасли

На общественное обсуждение вынесли уже вторую версию законодательного проекта о строительном подряде, проводимом для юридических, государственных и муниципальных нужд. В новой редакции Национальное объединение строителей так и не учло замечания и поправки экспертного сообщества.

Вторая редакция закона о строительном подряде на госзакупках вызвала негативные отзывы экспертов отрасли

Эксперты строительной отрасли, а также представители Министерства строительства и ЖКХ считают, что в изложенной версии законопроекта не было проработано большинство замечаний, изложенных к первому варианту обсуждаемого закона в официальном письме замминистра Ю. У. Рейльяна. Внесенные изменения не улучшают проект, а повышают отрицательное воздействие на строительную сферу деятельности.

Так, согласно новым правкам, сведения о декларировании квалификации участника госзакупки должны подготавливаться им самим с последующим утверждением декларации в саморегулируемой организации, членом которой он является. Поданную информацию такая организация может, но не обязана, проверить. На каждый конкурс, в котором член организации намерен участвовать, он должен подготовить отдельную декларацию, правила оформления которой должны соблюдаться на основе ПСД данной закупки. Проверять соответствие оформления новый законопроект обязует национальное объединение саморегулируемых организаций (СРО). А если учитывать, что у нее нет достаточного количества квалифицированных специалистов, то возможность выполнения такой задачи остается под вопросом.

Другая серьезная проблема нового закона – описание декларации о квалификации участника госзакупки, утвержденной СРО, как исчерпывающего документа. То есть, заказчик не может потребовать у участника закупки других каких-либо документов, подтверждающих его квалификацию, а проверить ее самостоятельно он сможет лишь после заключения договора с выбранным подрядчиком. Если же на этом этапе будет обнаружено несоответствие заявленной и реальной квалификации подрядчика, то заказчик может расторгнуть договор с ним, уведомив об этом СРО. Те, в свою очередь, ответственности за несоответствие указанной в декларации квалификации не несут. Такой подход к проверке квалификации участников госзакупок строительной сферы деятельности довольно абсурден – он значительно повышает риски расходов денег и времени заказчика. Ведь, если после проведения госзакупки будет выявлен неквалифицированный контрагент, заказчику придется объявлять конкурс заново. Это может привести к срывам сроков строительства объектов и затребует новых средств на повторную процедуру госзакупки. Также это может негативно сказаться на своевременном освоении бюджетных средств, если проведение закупки планируется на конец отчетного периода.

За нанесенный ущерб ввиду недостаточного уровня квалификации участника госзакупки СРО понесет субсидиарную ответственность, а в качестве источника покрытия расходов будет использован компенсационный фонд. Однако законопроект не описывает ни суммы возмещения, ни порядок ее выплаты пострадавшему заказчику. Если же учитывать стоимость масштабных госзаказов, то размеры и правила выплаты средств из компенсационного фонда на практике реализовываться не будут.

Законопроект также вводит новую форму проведения госзакупок – «Конкурентные переговоры», в ходе проведения которых заказчик имеет право вести диалог с любым участником госзакупки, обсуждая с ними любые требования и условия контракта. Такая форма торгов увеличит коррупционные риски в системе государственных закупок, считают эксперты.

Национальное объединение строителей во втором варианте законопроекта о строительном подряде на госзакупках предложило обязать участников на отдельных конкурсах предоставлять банковскую гарантию обеспечения контракта и страховать строящиеся объекты стоимостью свыше 10 млн рублей. Такая финансовая ноша может оказаться неподъемной для представителей среднего и малого бизнеса, а также отразится на сроках, качестве и стоимости строительства. Если же учитывать, что в законе не указаны требования к выбору банков и страховых организаций, то можно предположить, что банкротство одного из них приведет к финансовым потерям как заказчика, так и исполнителя.

Также законопроект описывает проведение госзакупок только строительной сферы деятельности в обход отраслей инженерных изысканий и проектирования. Это может негативно сказаться в практическом применении закона. Так, заказчику придется дробить 1 проект на несколько мелких и проводить по каждому из них отдельный конкурс. Все это затребует большее количество средств и времени, а также скажется на недостаточном финансировании работ, связанных с изысканиями и проектировкой ввиду использования остаточного принципа при выделении на них денег.

Исходя из вышеперечисленных негативным факторов новой редакции закона, рабочим механизмом влияния на закупочную деятельность строительной сферы специалисты видят создание системы независимых рейтингов. Оценки независимых агентств успешно используются в международной практике. Чтобы не допустить искажений рейтингования на российском рынке, эксперты советуют аккредитоваться таким агентствам у Министерства строительства и ЖКХ. Такой подход позволит обеспечить полноту и достоверность рейтингов, по которым можно будет судить как о квалификации конкретного исполнителя госзакупки, так и о его деловой репутации.