Главное об электронных закупках

Власти подталкивают производителей к развитию

Как импортозамещение в госзаказе сказывается на промпроизводстве?

Власти подталкивают производителей к развитию

Правительство утвердило правила допуска к госзакупкам импортных одноразовых пластиковых медицинских изделий, следует из постановления, опубликованного на сайте правительства. Поставщиков этой продукции будут определять из числа организаций, реализующих комплексные проекты по расширению и локализации производства медицинских изделий в России в 2017-2024 годах. Участников программы еще предстоит отобрать. Таким образом чиновники планируют способствовать развитию российского производства медицинских изделий из ПВХ-пластиков.

Речь идет об устройствах для переливания крови, кровезаменителей и инфузионных растворах, контейнерах для заготовки, хранения и транспортировки донорской крови и ее компонентов, а также расходных материалах для аппаратов искусственной вентиляции легких и искусственного кровообращения. В России эти товары производятся, но в слишком малых объемах, не способных обеспечить нужды медицинских учреждений. Расширение производства требует привлечения значительных финансовых средств, говорится в документе.

Попасть в реестр поставщиков медицинских изделий, реализующих в 2017 — 2024 годах комплексные проекты по расширению и локализации производства одноразовых медицинских изделий из пластика не так просто, говорит гендиректор НП "Объединение профессиональных специалистов в области государственных, муниципальных и корпоративных закупок" Георгий Сухадольский. "Следует учитывать, что конечная цель преференций — это именно создание собственного российского производства, и вполне логично, что они будут предоставляться только организациям, которые обеспечивают реализацию требуемых комплексных проектов", — отмечает он.

Если в середине 2000-х годов в госзакупках лекарственных препаратов лидировали зарубежные производители, то начиная с 2014-2015 годов ситуация начала меняться. В ответ на санкции правительство запретило иностранным производителям медизделий участвовать в госзакупках, если производители из стран ЕврАзЭс могут представить два аналога этой продукции (принцип "третий лишний").      

Аналогичные или похожие запреты на участие иностранных поставщиков в госзаказе существют и во многих других сферах. Речь идет о поддержке отечественных разработок программного обеспечения, легкой промышленности (текстиль), многих видов пищепрома, продукции двойного назначения для оборонки, машиностроения.

С 2011 года поддержку со стороны государства получили 169 проектов по разработке технологий и организации производства медизделий. Общая сумма субсидий составила 36 млрд руб. (из них 18,5 млрд руб.— бюджетные).  По данным правительства, за последний год производство медицинских изделий в России выросло на 15,5% (по сравнению с 2015 годом), а в денежном выражении за последние шесть лет этот показатель вырос почти вдвое.

 "Новая мера правительства является продолжением политики в области импортозамещения и поддержки отечественного производства с помощью госзаказа, — считает директор института повышения конкурентоспособности Алексей Ульянов. — Уже принято не менее десяти нормативных актов в части закупок продукции машиностроения, легкой и текстильной промышленности и лекарственных препаратов. И хотя кто-то, в том числе представители органов власти, критиковали данный подход, упрекая его за рост цен и ограничение конкуренции, эта политика оказала стимулирующее воздействие на рост производства в машиностроении и фармацевтике", — отмечает Алексей Ульянов. По его словам, требования к локализации разумны, создают понятные правила игры, обеспечивая баланс стимулирования отечественного производства со стимулированием иностранных инвестиций и заимствования технологий.

Допуск иностранных производителей к госзакупкам медицинских изделий из пластика – маленький шаг вперед по улучшению ситуации, говорит начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center Дмитрий Казанцев. По его словам, жесткое ограничение конкуренции по принципу "третий лишний" негативно сказалось на качестве продукции и предоставлении медицинских услуг за госсчет, а новая мера – это шанс для врачей закупить более качественную продукцию. "В понятии аналогов заложен большой простор для манипуляций. Сейчас российские компании работают в тепличных условиях, зная, что найдут рынок сбыта независимо от качества продукции", — считает он. 

Опасения касательно роста цен и снижении качества отчасти оправданны, но для продукции машиностроения и фармацевтики важна экономия на масштабе, спорит Ульянов. "Если мы не создадим рынок для отечественного машиностроения и лекарств, они так и останутся неконкурентоспособными по цене и качеству, а госзаказ может обеспечить нужную экономию на масштабе, что вызовет в дальнейшем снижение цен", — рассуждает он.

По его словам, можно констатировать определенный успех программы в автопроме, где требования локализации внедрены раньше. "В стране созданы сборочные производства почти всех ведущих мировых автоконцернов.  После кризиса и введения санкций ушел, и то с оговорками, только General Motors, на рынке теперь доминируют не импортные машины, как лет десять назад, а "русские иномарки", собранные в России. Степень локализации основных продаваемых моделей составляет 50-70%", — указывает он.

Правительство услышало критические отзывы со стороны медиков и последователей конкурентных закупок и начало возвращать ситуацию в конкурентное русло, однако спрогнозировать, будут ли похожие изменения в других отраслях, сложно. Идут противоречивые сигналы, отмечает Дмитрний Казанцев: например, анонсировано ужесточение правил закупок иностранной электронно-вычислительно техники. По его словам, это политический вопрос, причем четкой привязки касательно того, какие ведомства должны предлагать изменения по каким отраслям, не существует.

Главной причиной завышения цен в госзаказе является не ограничение на покупку иностранной продукции, а чрезмерное регулирование и избыточный процедурный контроль, считает Алексей Ульянов. Упор на аукционы способствует махинациям и монополизации рынка по принципу "победитель получает все". Влияет и запрет конкретных и ценовых переговоров в госзаказе. "Тем не менее, в целях поддержания конкуренции  стоит шире использовать правило "третий лишний", подчеркивает Ульянов. – В некоторых сферах стоит внедрить правило "четвертый лишний", — добавляет он.   

Автор: Анастасия Смоленская