Главное об электронных закупках

В результате реформы госзаказа может появиться реестр недобросовестных заказчиков

В результате реформы госзаказа может появиться новый вид реестра – реестр недобросовестных заказчиков. Такие предложения содержаться в подготовленных Минэкономразвития поправках к закону "О федеральной контрактной системе". В черный список попадут чиновники, нарушающие закон, объясняют в министерстве

В результате реформы госзаказа может появиться реестр недобросовестных заказчиков

Минэкономразвития опубликовало окончательный вариант проекта закона «О федеральной контрактной системе«. Новый вариант документа предполагает, что после проведения реформы госзаказа, в России будет вестись не только реестр недобросовестных поставщиков, но и заподозренных в нечестности заказчиков.

Как пояснила в понедельник руководитель департамента ФКС Минэкономразвития Ольга Анчишкина, реестр недобросовестных заказчиков станет мерой воздействия на заказчиков, «серьезно» нарушивших закон о ФКС.

По ее словам, включенные в реестр заказчики будут существенно ограничены в принятии решений: их обяжут согласовывать с уполномоченным органом планы закупок и намерения расторгнуть контракт.

Как пояснила Анчишкина, к подобным мерам могут привести те действия заказчика, которые ведут к дисквалификации. «Это необоснованные закупки», – утверждает она.

Поправка вносится в ст. 94 законопроекта «Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Реестр недобросовестных заказчиков». В п. 13 нормы говорится, что ведение реестра будет осуществляться уполномоченным правительством органом. При этом в документе говорится, что порядок включения и исключения недобросовестных заказчиков и должностных лиц из списка должен будет утверждаться в Белом доме по согласованию с создаваемым в результате реформы советом по ФКС.

Первоначальный текст, разработанного ведомством закона, был опубликован на сайте министерства в начале сентября. Обнародованный вариант был неодобрительно встречен Федеральной антимонопольной службой, в которой в принципе не разделили подхода Минэкономразвития к реформе. ФАС настаивала на внесении поправок в действующий 94-ФЗ, а не написании нового закона. Для урегулирования разногласий первый вице-премьер правительства Игорь Шувалов принял решение о создании специальной рабочей группы по доработке закона, но даже после этого обсуждение пришлось выносить сначала на премьерский, а затем на президентский уровень, где и было принято окончательное решение о проведении реформы на основе разработанного МЭРом закона.

По словам Анчишкиной, в обнародованной версии были учтены замечания, поступившие к документу со «стороны субъектов, участников рынка, общественного обсуждения». Предложения ФАС, как следует из опубликованной версии, учтены не были.

В ФАС уже неодобрительно отозвались о предложениях МЭР. «Инициатива ни о чем», — заявил глава управления ФАС по госзакупкам Михаил Евраев. По его словам, по сравнению с сегодняшним днем эта норма ухудшит ситуацию в госзаказе, так как в настоящий момент заказчики не могут в одностороннем порядке расторгать контракты, а по положениям, прописанным в новом законе смогут. Менять условия контрактов можно будет всем, но тем, кто внесен в реестр просто придется дополнительно согласовывать такую возможность, замечает он. При этом эксперт говорит, что непонятно на каких условиях заказчики будут попадать в реестр. «Непонятно как заказчики туда попадают. Вместо прямой нормы закона, там ссылка на акт правительства», – говорит он.

Помимо предложения о введении реестра недобросовестных заказчиков, заметным изменением в новом варианте стало внесение нормы, согласно которой в «научных» закупках вообще не будет учитываться критерий цены.

«Для науки и культуры введена возможность проведения конкурса без учета критерия цены. Также мы включили для науки возможность экспертизы и продления на 10 дней срока рассмотрения заявок», – говорит Анчишкина.

Это не единственная поблажка для этой категории закупок. В соответствии с поправками на научные закупки не будет распространяться и антидемпинговые ограничения. «Если в обычном конкурсе при снижении цены более, чем на 25% участник обязан обосновать возможность снижения цены, то для науки этот критерий неприменим, поскольку стоимость исследования формируют в основном трудозатраты, и обосновать можно любую цену», — объясняет Анчишкина. По ее словам, снижение цены более чем на 25% в сфере закупок «просто афера» и вопрос заключается в том, чтобы работы выполняли реальные ученые, а не студенты-второкурсники.

Поправки лишили будущих членов совета права требовать от исполнительных органов обязательного выполнения своих требований. Если в первой версии говорилось, что члены совета могут обращаться «к заказчикам, в контрольные, надзорные и правоохранительные органы» «с требованием» об устранении выявленных нарушений, то теперь документ гласит, что они вправе обратиться лишь «с предложением» об их устранении.

Torg94.ru предлагает вам высказать свое мнение на специальном форуме Федеральной контрактной системы, а также скачать последнюю версию законопроекта о ФКС.

Ольга Анчишкина