Главное об электронных закупках

Уполномочен изменить: Закон о госзакупках предлагают дополнять раз в квартал

Счетная палата РФ обнародовала результаты ежегодного мониторинга развития системы государственных и корпоративных закупок. Налицо низкая эффективность бюджетных расходов в госзакупках и отсутствие изменений в развитии системы в целом. Т94 удалось получить несколько экспертных комментариев к сложившейся ситуации.

Уполномочен изменить: Закон о госзакупках предлагают дополнять раз в квартал

 Число нарушений в сфере госзакупок выросло в два раза

Общий объем объявленных закупок в рамках Федерального закона №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" за девять месяцев 2016 г. составил 4,3 трлн руб. По сравнению с прошлым годом показатель был превышен всего на 1 млн руб.

 

В ходе проверок контролеры обнаружили как положительные, так и отрицательные тенденции. Первые касаются снижения доли закупок у единственного поставщика, включая несостоявшиеся закупки, с 47% до 43%. Увеличилась доля закупок у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций. На этом положительные моменты заканчиваются.

 

Счетная палата обращает внимание на затянувшиеся процессы формирования законодательства в сфере закупок. Всего с момента принятия закона о госзакупках в него было внесено 30 изменений, принято 160 правовых актов, из которых фактически работают 107. Как заявили Т94 в пресс-службе Счетной палаты, постоянные изменения затрудняют правоприменительную практику, поэтому целесообразно ввести "мораторий" на внесение изменений в закон. К слову, действительно важные изменения, которые планировалось принять еще в 2015 г., до сих пор не приняты. Например, не принят акт в части внедрения с 1 января 2017 г. «Каталога товаров, работ, услуг», напомнил аудитор Счетной палаты Максим Рохмистров. Да и переход на электронные процедуры закупок так и не состоялся. Хотя на это решение были возложены большие надежды, много говорилось о расширении конкуренции за счет электронных процедур. А на деле, в последние два года уровень конкуренции составлял около 3 заявок на 1 лот.

Согласно выводам Счетной палаты, в 2016 г. в системе госзакупок за год ничего не поменялось. По-прежнему есть недостатки при обосновании начальных (максимальных) цен контрактов, отсутствуют общедоступные источники информации о рыночных ценах товаров, одним из которых является Каталог товаров, работ, услуг. Методические рекомендации, разъясняющие возможные способы определения НМЦК, носят необязательный характер, а за их несоблюдение нет ответственности.

 

Сохранилось низкое качество определения и обоснования затрат федеральными органами. В их актах отсутствуют нормативы цены и количества закупок, зато отмечается разброс цен на одноименные товары. "Предельная стоимость ноутбука для руководителя варьируется от 25 тыс. руб. (Росфинмониторинг) до 173 тыс. руб. (Ростехнадзор), принтер для руководителя от 8 тыс. руб. (Федеральная служба служебных приставов России) до 500 тыс. руб. (Спецстрой России), кресло руководителя от 15 тыс. руб. (Росводресурсы) до 150 тыс. руб. (Росрыболовство) ", — сообщает Счетная палата.

 

За год так и не были сформулированы требования к отдельным видам закупаемых товаров, работ, услуг для государственных должностей, что приводит к закупкам с избыточными потребительскими свойствами. "Значение характеристики "мощность двигателя" легкового автомобиля установлено для руководителя федерального государственного органа (Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство экономического развития РФ) – не более 500 л.с., а "предельная цена" – не более 7 млн руб., значение предельной цены телефона (смартфона) установлено в размере 80 тыс. руб.", — приводятся данные в отчете.

 

Неоднократно отмечены и недостатки, связанные с планированием закупок. Не все федеральные органы сформировали планы закупок при составлении проекта бюджета на 2017 г. и плановый период 2018 – 2019 гг. У ряда федеральных органов планы закупок не соответствовали установленной форме, отсутствовали объемы бюджетных ассигнований на 2018 – 2019 гг., а также обоснования закупок. В результате планы так и не стали источником обоснований расходов при формировании проекта бюджета.

 

По итогам 9 месяцев 2016 г. Счетной палатой было выявлено около 2 тыс. фактов нарушений при осуществлении закупок в рамках 44-ФЗ на общую сумму более 38 млрд руб. Их число по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось в 2 раза. Настолько же увеличилось и количество выявляемых нарушений Федеральной антимонопольной службой России – за 9 месяцев 2016 г. выявлено 21,1 тыс. нарушений. Количество жалоб выросло на 30,4%, причем доля обоснованных увеличилась с 31% до 44%.

 

Изменений в системы корпоративных закупок не произошло

Что касается объема закупок в рамках Федерального закона №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", то он составил 14,33 трлн руб., лишь немного превысив показатели девяти месяцев прошлого года (13,84 трлн руб.). По данным Счетной палаты, доля закупок у единственного поставщика снизилась с 51,1% до 41,5%. При этом доля "прочих видов" закупок выросла на 23,4% и составила около 53% от общего объема объявленных торгов. По словам Максима Рохмистрова, доля открытых и понятных процедур конкурса и аукциона по-прежнему остается незначительной – за девять месяцев 2016 г. она составила всего 4,6%.

 

Контролеры обращают внимание, что по-прежнему отсутствует исчерпывающий перечень конкурентных способов проведения корпоративных закупок. Анализ положений о закупках десяти крупнейших компаний показал, что они применяют 4-7 способов закупки, а с учетом их различных вариаций –  до 30. Сохраняется большое количество операторов электронных площадок. Так, анализ закупочной деятельности десяти указанных выше компаний показал, что они используют 11 электронных площадок, при этом каждая из компаний использует ресурсы 1-4 площадок. Все это увеличивает затраты потенциальных участников для доступа к корпоративным закупкам и влечет снижение уровня конкуренции. "Например, потенциальному участнику закупок для участия в торгах компании "Гознак", нужно будет пройти аккредитацию на 3 электронных площадках. А стоимость за участие в торгах на электронной площадке ТендерПро составляет от 3,5 тыс. руб., на Фабриканте – за 3 месяца – 14,4 тыс. руб., за 12 месяцев – 66,0 тыс. руб.", — говорится в материалах Счетной палаты.

 

По итогам девяти месяцев 2016 г., в корпоративных закупках Счетной палатой выявлено 90 фактов нарушений, связанных с несоблюдением заказчиками требований утвержденных ими положений о закупках. Общая сумма таких заказов – более 354,6 млн руб.

 

Система корпоративных закупок по-прежнему характеризуется низким уровнем эффективности и конкуренции при закупках. Относительная экономия по 223-ФЗ составила 1,8% (для сравнения: по 44-ФЗ – 9,2%).  Уровень конкуренции при корпоративных закупках равнялся 1,71 заявок на 1 лот, при этом в рамках 44-ФЗ он почти вдвое выше – 2,96 заявки.

 

Счетная палата пришла к выводу, что положительных изменений в развитии системы корпоративных закупок не происходит. Необходимо внесение поправок в закон, направленных на стандартизацию закупочного процесса заказчиков, повышение прозрачности корпоративных закупок, формирование единой закупочной политики в крупных холдинговых компаниях. Впрочем, в целях устранения недостатков в системе корпоративных закупок Счетной палатой еще по итогам 2015 г. предлагалось оперативно внести изменения в 223-ФЗ. Однако сейчас законопроект все еще не принят.

 

Илья Семин, директор Центра развития регионов и поддержки приоритетных проектов, для Т94:

– Все принимаемые законы, подзаконные акты очень тяжело выучить. Это огромный пакет документов. Понятно, что мы не так давно перешли с 94-ФЗ на систему контрактных отношений, и у нас до сих пор в законодательстве много несовершенств в области госзакупок по 44-ФЗ. Главная проблема в том, что сами чиновники, злоупотребляя законом, изобретают множество новых способов ухода от прозрачности и контроля на торгах.

Законодательство несовершенно, и в нем постоянно появляются новые лазейки. В свою очередь, законодатели и эксперты инициируют поправки, улучшающие законодательство. Причем они принимают так много поправок, что те, кто ими пользуются, а это не только чиновники-заказчики, но и бизнес, реально испытывают большие трудности в работе. Изменения очень тяжело отследить. Предприниматели должны содержать отдельный штат сотрудников, чтобы отслеживать все поправки.

Инициатива Счетной палаты понятна, она обусловлена всеми этими факторами. Но нельзя сказать, что у нас идеальные законы в части госзакупок, поэтому останавливать формирование нормативной базы нельзя. Было бы разумно ввести своеобразную периодичность принятия изменений или их цикличность. Например, поставить жесткое условие – изменения в законодательство могут вноситься раз в квартал и не чаще. Тогда бы идеи накапливались и всем скопом принимались в одно время. И заказчики, которые участвуют в системе госзакупок могли бы планировать обучение по этим новеллам, то есть четыре раза в год, а все остальное время спокойно работать. Затем было бы правильнее говорить о регламентации периодов принятия изменений, когда конкретно они могли бы вноситься.

Что касается 223-ФЗ, то здесь надо говорить о компаниях с определенной долей государства, а не только о частниках, потому что собственник сам заинтересован в стопроцентной прозрачности на торгах и минимизации злоупотреблений, которые его персонал совершает. Впрочем, этот закон и корпоративные закупки более либеральны, по сравнению с 44-ФЗ и менее стандартизированы. Хотя определенная стандартизация им пошла бы на пользу. Некоторые новеллы 44-ФЗ могли бы перекочевать в 223-ФЗ – например, в части сроков оплаты по госконтрактам и определенным типовым контрактам на различные виды закупок, а также в части минимальной начальной ценны.

Центр развития регионов и поддержки приоритетных проектов создан в 2015 г. Среди его основных целей — формирование инвестиционного климата и обмен практическим опытом государственного управления. Сейчас в Центре насчитывается 50 региональных приоритетных проектов, которые направлены на развитие промышленного и экспортного потенциала страны.

Автор: Ангелина Жукова.