Главное об электронных закупках

Участвовать в госзакупках малому бизнесу все еще проблематично

По данным опроса, проведенного "Опорой России" совместно с Промсвябанком, за год количество участников госзакупок среди малых предприятий снизилось с 28 до 18%. Бизнесмены настороженно относятся к участию в торгах и жалуются не жесткие условия оформления и подачи заявки, а также на новые технические требования заказчика, которые серьезно ограничивают возможности МСП.

Участвовать в госзакупках малому бизнесу все еще проблематично

Не смотря на то, что, по прогнозам корпорации МСП, объем закупок у малых компаний до конца года должен составить более 1,5 трлн рублей, а сейчас находится на отметке 1 трлн рублей, в количественном соотношении ситуация несколько иная.

Итоги опроса 2 тысяч малых и средних предпринимателей показали, что в период с середины 2015 по сегодняшний день общее число предприятий, желающих участвовать в госзакупках, снизилось с 24 до 15%. Из них доля малого бизнеса сократилась с 28 до 18%, а доля микропредприятий —  с 21 до 12%. На прежнем уровне (23%) осталась только доля средних предприятий. Оксана Романчук, руководитель группы "МСБ и венчурное финансирование" Промсвязьбанка поясняет такие результаты тем, что средние компании проще и быстрее адаптируются под новые изменения в процедуре закупок   благодаря лучшим условиям финансирования, в том числе и в сфере банковских гарантий.

Вместе с тем, на фоне снижения числа участников торгов, участники опроса продемонстрировали более позитивное отношение к процедуре закупок и их положительную оценку. Из общего числа опрошенных более 43% считают, что тендеры проводятся честно (в 2015 году этот показатель составлял 30%), а незначительные нарушения в процедуре закупок увидели 28% респондентов (на 3% меньше, чем в прошлом году).

Стоит отметить, что многое для повышения участия в госзакупках малого и среднего бизнеса делает государство. Например, согласно поручению премьер-министра Дмитрия Медведева, доля прямых закупок госкомпаний у малых и средних предпринимателей должна составлять 15% от общего числа их заказов. Данное постановление было подписано в августе 2016 года и вступит в силу с 1 января 2018 года.

Также власти планируют постепенно увеличивать общие квоты на закупки у МСБ. Такой подход прописан в стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года (утверждена летом 2016 года). Речь идет об увеличении с 18% (2016 год) до 25% (2018 год). При этом многие компании заявляют, что уже сейчас превысили планируемую квоту.

На фоне таких, казалось бы, позитивных изменений, эффективность квот вызывает у экспертов сомнения. Глава "Опоры России" Александр Калинин, например, не уверен, что выбранный курс будет эффективным. Основную проблему участия малого и среднего бизнеса в госзакупках он видит в другом – в завышенных требованиях к участникам торгов со стороны крупных государственных компаний. Как известно, теперь некоторые госкомпании в обязательном порядке требуют наличие сертификации поставляемой продукции в аккредитованных центрах при организаторе. Если же сертификат выдан в другом месте, как правило, требуется дополнительная сертификация товара.

Таким образом, подчеркивает Калинин, не смотря на увеличение доли прямых закупок у МСП, условия для малых компаний стали более жесткими. При этом требования, выставляемые госкомпаниями, не предусмотрены законодательством, и для малого бизнеса являются нерентабельными. В результате участвовать в госзакупках становится невыгодно.

Кроме этого, отмечает глава "Опоры России", нет никаких мотивирующих факторов для перехода малого бизнеса с разряд средних предприятий. Ведь как только малая компания получает статус средней, налоговый режим и степень контроля становятся еще более жесткими. Мало того, если оборот предприятия становится более 120 млн рублей, оно переходит на обычную систему налогообложения, а это равнозначно учащению налоговых проверок. Калинин в качестве примера приводит статистические данные: из 5 млн микропредприятий всего 200 тысяч малых компаний и 20 тысяч средних. Такую ситуацию можно объяснить тем, что микробизнес проверяется налоговой в 10 раз реже, чем средние предприятия. Да и размер штрафов также существенно отличается.

Таким образом, в "Опоре России" видят выход не в увеличении квот, а в создании определенных преференций. Например, налоговых льгот, субсидированных ставок, защите бизнеса от рейдерского захвата или в возможности налоговых каникул при переходе компании из одной категории в другую.

Немного другое мнение об участии малого бизнеса в госзакупках имеет руководитель Федеральной корпорации поддержки малого и среднего предпринимательства (Корпорация МСП) Александр Браверман. Он связывает уменьшение участия в закупках компаний этого сектора с тем, что представители малых и средних предприятий не всегда могут обеспечить качественное выполнение заказов госкомпаний. Браверман подчеркивает, что сейчас объем закупок у МСП составляет 1 трлн рублей. Это большой объем и обеспечить идеальное его исполнение малые предприятия просто не в состоянии. В связи с этим будут накладки и о большом приросте по закупкам в ближайшее время говорить нельзя. В 2017 и 2018 годах этот показатель, по предварительным подсчетам, будет составлять всего 4-5%.

Но далее, уверен глава корпорации поддержки МСП, малый бизнес сможет обеспечить качественное исполнение госзаказа, достигнув уровня крупных предприятий. Для этого делается многое. В корпорации, например, планируют развивать технопромпарки, в капитал которых будут входить успешные лизинговые компании. Кроме этого, уже сейчас одним из приоритетных направлений деятельности организации является организация доступа к госзакупкам инфраструктурных компаний, акционерных предприятий с участием малого и среднего бизнеса и компаний с госучастием.

Отдельное мнение по поводу участия МСП в госзакупках есть у представителей банковской сферы. В банке "Югра", например, считают, что ситуацию можно исправить путем выдачи оперативных банковских гарантий под обеспечение заявки. Президент данного кредитного учреждения Алексей Нефедов отмечает, что его банк планирует активнее кредитовать малые предприятия в части обеспечения заявки, так как увеличение квоты по госзакупкам для этого сектора позволит более точно оценивать возвратность средств и, таким образом, чувствовать себя более уверенно.

Таким образом, о том, как повысить участие в госзакупках малых и средних предпринимателей, есть разные мнения. Какие предложения окажутся более эффективными – покажет время.