Главное об электронных закупках

Тянут – не потянут: Госзаказчики стали экономить

Но закупают в прежнем объеме.

Тянут – не потянут: Госзаказчики стали экономить

Объем закупок за год по 44-ФЗ вырос на 2,5% по количеству лотов и уменьшился на 2,4% в рублевом выражении. Всего в 2016 г. было заключено более 3,3 млн контрактов на сумму 5,3 трлн руб. Об этом говорится в новом мониторинге применения контрактной системы, опубликованном Министерством экономического развития РФ.

Средняя цена контракта за год уменьшилась на 4,8% и составила 1,57 млн руб. Основную долю, как и прежде, составили контракты по результатам проведения электронных аукционов, запроса котировок, а также заключенные с единственным поставщиком. Цена одного подписанного контракта на федеральном уровне в среднем составила около 2,7 млн руб., на уровне субъекта – более 1,4 млн руб., на муниципальном уровне почти 0,94 млн руб.

По суммам закупок лидирует сфера строительства автодорог и возведения зданий – здесь было потрачено более 1,3 трлн руб. На втором месте медицинские цели, включая закупки лекарственных препаратов и оборудования (около 535 млрд руб.). Замыкают тройку лидеров услуги, связанные с исследованиями и экспериментами в области естественных и технических наук (около 447 млрд руб.).

Согласно данным мониторинга, количество недобросовестных поставщиков увеличилось на треть. Вдвое вырос размер неустоек: среднее значение начисленной неустойки на один контракт составило около 2,13 млн руб.

Зачастили с проверками

Федеральная антимонопольная служба РФ провела в минувшем году 273 плановых и 9 779 внеплановых проверок. Внеплановые проверки проведены в отношении 3 997 закупок для обеспечения федеральных нужд, 3 274 закупок для нужд субъектов РФ и 2 508 закупок для муниципальных нужд. Всего проверено 47, 9 тыс. процедур определения поставщика, из которых в 16,4 тыс. процедур (34%) выявлены нарушения. 

Общее количество проверок ФАС за год уменьшилось, а вот жалобы на заказчиков, напротив, выросли на 20,7%. Всего поступило в контрольный орган 84,3 тыс. жалоб. Из них были возвращены или отозваны заявителями 8%. В результате рассмотрения, обоснованными признаны 45% жалоб, выдано 22, 9 тыс. предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Примечательно, что в 2016 г. ФАС рассмотрено 3,1 тыс. обращений о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком, и в 92% было вынесено положительное решение. В остальных случаях выявлены нарушения законодательства, которые привели к отказу. Количество обращений в ФАС о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком за год уменьшилось в 1,6 раза.

Всего в 2016 г. ФАС возбудило 22,7 тыс. дел об административных правонарушениях, что на 3,2% больше аналогичного показателя 2015г. По итогам рассмотрения выдано 18,5 тыс. постановлений о наложении административных штрафов на общую сумму 266,2 млн руб. За отчетный период ФАС взыскано 208,2 млн руб.

По итогам закупочной деятельности за 2016 г., несостоявшимися признано более 564,8 тыс. закупок на сумму более 1,2 трлн руб., что на 9,2% и 7,5% соответственно меньше аналогичных показателей 2015г. Общий объем экономии по таким процедурам составил 20,8 млрд руб. Существенную долю здесь составили электронные аукционы, признанные не состоявшимися в 52,2%. При этом их доля от общего объема размещенных в 2016г. извещений об осуществлении таких процедур составляет около 14,9%. Основной причиной признания несостоявшимися электронных аукционов является несоответствие вторых частей заявок участников требованиям аукционной документации. Общий объем извещений таких процедур составил около 320,4 млрд руб. (46,4%). Количество же таких процедур в 2,2 раза превышает аналогичный показатель 2015 г.

Малому бизнесу дают больше

 
Среднее количество поданных заявок на участие в закупке составило в среднем около 2,7 заявок на одну процедуру определенияпоставщика. Наиболее конкурентным способом определения поставщика был двухэтапный конкурс, на участие в котором в среднем было подано 4,6 заявки; наименее конкурентным – запрос предложений, на который в среднем подано 1,2 заявки участника.

По сообщению МЭР, доверие малого бизнеса к госзакупкам постепенно растет – среднее количество участников на торгах увеличилось до 3,2. Наиболее конкурентные закупки прошли в ценовом диапазоне до 50 млн руб. Наименьшее количество потенциальных поставщиков участвовало в закупках на суммы от 500 млн до 1 млрд руб. При этом наибольшая конкуренция наблюдалась на рынке строительства зданий и в сфере услуг инженерно-технического проектирования (в среднем в закупках участвовало до 3,8 участников).

Кстати, в 2016 г. было размещено более 1 млн извещений о закупках, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего бизнеса, на сумму 802,3 млрд руб. Средняя цена извещения таких закупок составила 797,8 тыс. руб., что на 9,3% превышает аналогичный показатель 2015 г. По итогам закупок,с малым бизнесом заключено более 1 млн. контрактов на 610,9 млрд руб., что на 18% и 23,5% больше показателей 2015 г. Увеличилась и средняя цена таких контрактов — на 4,5%, до 581,6 тыс. руб. 

Министерство зафиксировало устойчивый рост объема экономии денежных средств по результатам проведения определений поставщиков среди малого бизнеса. Так, по результатам проведения в 2016 г. таких процедур, общий объем экономии составил около 92 млрд руб., что на 22% больше аналогичного показателя 2015 г. При этом доля экономии от общего объема закупок у субъектов малого бизнеса составила 11,5%.

Скоро запишут все

В мониторинге говорится о мероприятиях по совершенствованию законодательства о контрактной системе, запланированных в текущем году. В первую очередь, это введение каталога товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Первые позиции каталога, в соответствии с которым заказчики будут обязаны указывать наименования в контрактах, появятся уже в марте в Единой информационной системе (ЕИС). По сообщению Евгения Елина, замминистра экономического развития РФ, сейчас рабочая группа определяет, какие товары должны войти в каталог. Всего их будет тысяча. Сам каталог будет состоять из двух частей: объекты закупок и каталог конкретных товаров. В настоящее время идет создание экспертного совета, который займется утверждением кодов и позиций. Для всех видов закупок каталог заработает с 1 октября 2017 г., говорят в министерстве.

По мнению экспертов Т94, в сфере госзакупок остается еще много других проблем, которые требуют решения в текущем году. Например, постоянные поправки к законодательству. Так, с момента принятия 44-ФЗ в него было внесено 30 изменений, а также принято 160 нормативно-правовых актов, из которых сейчас действует всего 107. Эксперты не раз говорили о том, что слишком частые нововведения лишают заказчиков и поставщиков прочной основы, на которой можно строить свою работу.

"Изменений в 2016 г. было много, объем нормативных актов с каждым годом увеличивается. Инициатором может быть не только Минэкономразвития РФ, в результате чего специалист по закупкам должен становиться экспертом по целому ряду смежных отраслей. Совокупность действующих нормативных актов и требований практически невозможно удержать в голове, что в том числе приводит и к дополнительным штрафам. Хочется надеяться, что отличная идея про внедрение каталога станет автоматизированной поддержкой для закупщика, а не еще одним усложнением действующих процедур", — комментирует Георгий Сухадольский, координатор рабочей группы экспертного совета при Правительстве РФ по закупкам и инвестициям.

В целом, результаты мониторинга свидетельствуют о положительной динамике роста экономии денежных средств на закупках. Общая экономия в отчетном периоде составила более 419,4 млрд руб. Среднее значение снижения цены при проведении конкурентных закупок составило порядка 8,2%. Прирост экономии за год составил 12%. В нынешнем году, исходя из запланированных мероприятий по совершенствованию 44-ФЗ, можно ожидать не худших результатов, если только поправок не будет слишком много.

Автор: Ангелина Жукова. 

Статьи по теме