Главное об электронных закупках

Цена не за качество: Когда в госзакупках антидемпинговые меры не применяют

Если нельзя определить объем работ и услуг.

Цена не за качество: Когда в госзакупках антидемпинговые меры не применяют

Повышенное обеспечение исполнения контракта и информация о добросовестности поставщика не требуются в сферах ремонта и обслуживания техники, медицинских и юридических услуг, услуг по перевозке грузов и пассажиров. У заказчика обычно нет возможности определить объем таких работ и услуг. Об этом напомнило Министерство экономического развития РФ, а эксперты Т94 рассказали, как антидемпинговые меры помогают пресечь деятельность недобросовестных подрядчиков.

Закон о контрактной системе устанавливает антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона. Что же такое демпинг? "Демпинг – это продажа товаров и услуг по  искусственно заниженным ценам. Статья 37 устанавливает дополнительное требование к участнику, предложившему цену ниже рыночной (максимальное снижение НМЦК), без выполнения которого участник признается уклонившимся и вносится в реестр недобросовестных поставщиков, — поясняют специалисты электронной торговой площадки "Сбербанк-АСТ". – Участнику при заключении контракта нужно доказать, что он в состоянии выполнить эту работу, оказать услугу или поставить товар".

Антидемпинговые меры предусмотрены, если участник предлагает цену, которая ниже начальной максимальной цены контракта на 25% и более. О механизмах работы таких мер рассказал Дмитрий Казанцев, начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center: "В госзакупках демпингом можно считать снижение цены в ущерб качеству товаров, работ или услуг. Если рассматривать коммерческие закупки, там аукцион используется давно в очень узком сегменте типовой стандартизированной продукции. Заказчику не нужно ломать голову над описанием качества закупки. А вот госзаказчик обязан использовать аукцион во всех сферах — даже там, где требуется экспертное описание продукции. Но он не в состоянии этого сделать, да и не обязан, так как не является экспертом".

К основным инструментам антидемпинговых мер, по словам эксперта, можно отнести обоснование снижения цены контракта и повышенное обеспечение контракта. Первый работает в случае, когда падение больше, чем на четверть при определенном ценовом пороге. "Заказчик обязывает поставщика прислать ему обоснование такого снижения цены, а если его нет, то заявка отклоняется как необоснованная. Второй механизм направлен на то, чтобы поставщик не отказался от своих обязанностей по контракту. Например, заказчик потребует с поставщика денег, которые остаются на счете в качестве гарантии того, что подрядчик поставит именно то, что от него требуют без ущерба качеству", — поясняет Дмитрий Казанцев, добавляя, что сейчас эти механизмы успешно работают. Но следует учитывать, во-первых, жесткое экспертное описание предмета закупки. Если заказчик разбирается в том, что он хочет видеть от поставщика, если знает свойства товара или услуги, то он может включить их в закупочную документацию без ограничения конкуренции. Тогда ни одна заявка без всякого демпинга не пройдет по этим требованиям. И второе – мера наказания. Если поставщик отказывается от контракта или поставляет не то, что обязался при подаче заявки, или старается переиграть условия поставки, то в его отношении применяются санкции. Зная о них, поставщик априори не станет снижать цену в ущерб качеству продукции.

"При соблюдении условий, которые объективно указал заказчик, поставщик может предлагать цену ниже рыночной. Это его коммерческое право. Федеральная антимонопольная служба совершенно справедливо это оценивает. От поставщика требуется лишь обоснованность условий и учет собственных коммерческих интересов. Причем все это гораздо эффективнее антидемпинговых мер снижения цены на четверть или более. Если НМЦК завышена в несколько раз, то и половина снижения не даст экономии", — уверяет Дмитрий Казанцев.

"Самое главное – а в чем собственно проблема? Не в демпинге как таковом, а в том, что может быть сорвано исполнение целевого контракта. И значит, борьба с демпингом – это борьба не с причиной, а с ее возможным симптомом. Если же рассматривать борьбу с причиной, то и инструментарий может оказаться несколько иным", — поясняет Георгий Сухадольский, координатор рабочей группы экспертного совета при Правительстве РФ по закупкам и инвестициям.

В Минэкономразвития Т94 пояснили, что в качестве подтверждения добросовестности участника закупки подходит информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками. Она должна подтверждать исполнение подрядчиком в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе (аукционе) трех и более контрактов. Либо в течение двух лет — четырех и более контрактов, либо в течение трех лет — трех и более контрактов. При этом все контракты должны быть исполнены без применения к поставщику неустоек в виде штрафов или пеней. В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт.

Если при госзакупке нельзя заранее определить объем работ и услуг, антидемпинговые меры не применяют, что по мнению экспертов абсолютно справедливо. От поставщика не будут требовать предоставления повышенного обеспечения исполнения контракта, а также подрядчику не придется подавать информацию о своей добросовестности. Если же отказаться в описанных случаях заключать контракт из-за несоблюдения участником антидемпинговых мер, должностному лицу госзаказчика грозит штраф 50 тыс. руб.

Автор: Ангелина Жукова. 

 

Статьи по теме