Главное об электронных закупках

ТПП РФ: за электронными торгами – будущее

ТПП РФ в своей деятельности большое внимание уделяет информационной поддержке предпринимательства. В структуре Палаты России работает департамент деловой информации, по инициативе которого на Ильинке, 6 недавно прошел семинар-совещание на тему «Развитие новых сегментов инфраструктуры информационной поддержки предпринимательства»

С просьбой рассказать об этом мероприятии, а также о ближайших планах на будущее корреспондент газеты «Торгово-промышленные Ведомости» обратился к директору департамента деловой информации ТПП РФ Сергею Харитонову.

– Что касается семинара, – говорит Сергей Геннадиевич, – то дискуссия на нем шла по трем основным направлениям:

– развитие услуг для участников размещения и реализации государственного заказа, в том числе при проведении открытых аукционов в электронной форме;

– развитие информационного взаимодействия торгово-промышленных палат в инвестиционной сфере, совершенствование системы корпоративных стандартов ТПП РФ в области инвестиционной деятельности;

– оказание палатами информационно-консультационных услуг предпринимателям с использованием имеющихся корпоративных информационных ресурсов и потенциала партнерских организаций.

В работе семинара-совещания приняли участие представители 33 территориальных ТПП, департаментов и комитетов палаты России, а также руководители партнерских организаций – ЗАО «Сбербанк – Автоматизированная система торгов», ОАО «Единая электронная торговая площадка», НП «Национальный удостоверяющий центр», ЗАО «Московское агентство поддержки экспорта и инвестиций».

Выступивший на совещании старший вице-президент ТПП РФ Борис Пастухов подчеркнул, что информационная стратегия, предложенная президентом страны Дмитрием Медведевым, пользуется в обществе и в торгово-промышленных палатах большой поддержкой, и ТПП РФ постоянно усиливает это направление в работе системы территориальных палат.

– А что за последнее время сделано в этой области?

– Первостепенное значение для всей системы торгово-промышленных палат имеет практика размещения и реализации государственного заказа, совершенствование механизмов электронной торговли. Этой теме были посвящены заседания правления и президиума правления Палаты в 2007–2009 годах, им постоянно уделяется внимание на заседаниях комитета ТПП РФ по информационному обеспечению предпринимательства.

В принятых решениях отмечалась необходимость активизировать действия системы торгово-промышленных палат по развитию электронных торгов, по подготовке заказчиков и производителей товаров и услуг – участников размещения государственного заказа.

И работа в этом направлении уже началась. В регионах проводятся ознакомительные и обучающие семинары с заказчиками и предпринимателями по нормативно-правовой базе в сфере электронных торгов. При палатах формируются удаленные центры регистрации для выдачи сертификатов электронной цифровой подписи, экспертные организации.

ТПП РФ подписала соглашение с НП «Национальный удостоверяющий центр» (НУЦ), в соответствии с которым на НП НУЦ были возложены функции Удостоверяющего центра системы ТПП. И сегодня эта организация уже имеет договорные отношения с более чем двадцатью территориальными палатами о функционировании в них удаленных центров регистрации электронной цифровой подписи (ЭЦП).

Создана рабочая группа палаты России – она готовит рекомендации по внедрению технологии ЭЦП в системе ТПП. Разработаны методические рекомендации для территориальных палат по применению технологии ЭЦП, созданию и функционированию удаленных центров регистрации ЭЦП, участию в электронных торгах. Были также подготовлены типовые документы, регламентирующие взаимоотношения между удостоверяющим центром и территориальными ТПП, палатами и пользователями услуг удаленных центров регистрации.

В нынешнем году между ТПП РФ и тремя операторами электронных торговых площадок, уполномоченных Правительством РФ для проведения электронных торгов в системе государственного заказа, были подписаны системные рамочные соглашения о сотрудничестве в сфере электронных торгов. Стороны приняли на себя обязательства способствовать расширению участия системы ТПП в электронных торгах при размещении и реализации государственного заказа.

Также в текущем году в рамках реализации соглашений с электронными торговыми площадками завершено формирование на базе Волгоградской ТПП Центра по координации информационных и образовательных программ. В нем уже прошли подготовку около тридцати преподавателей из пятнадцати территориальных палат на право обучения заказчиков и поставщиков законодательству в сфере государственного заказа и навыкам работы на площадке оператора Сбербанк-АСТ. Всего же в системе ТПП проведено обучение более четырехсот слушателей из 350 организаций.

А совсем недавно, 18–19 октября, в Волгоградской ТПП при поддержке ТПП России прошел пятый семинар по подготовке преподавателей территориальных ТПП для обучения заказчиков и участников размещения госзаказа навыкам работы на электронной торговой площадке «Сбербанк – Автоматизированная система торгов». Участие в семинаре приняли специалисты Пензенской областной ТПП, ТПП Карачаево-Черкесской Республики и ТПП Ставропольского края. По результатам итогового тестирования всем слушателям выданы преподавательские сертификаты ЗАО «Сбербанк-АСТ» на право обучения у себя в палатах заказчиков и участников размещения госзаказа.

– Сергей Геннадиевич, полагаю, что все это делается для того, чтобы электронные торги вошли в повседневную жизнь каждого российского бизнесмена…

– Вы совершенно правы: развитие системы государственного заказа, проведение электронных торгов актуально не только для нашей экономики в целом, но и для отечественного предпринимательства. Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Президента РФ Дмитрия Медведева, предусматривается, что в ближайшие несколько лет электронные аукционы станут основной формой размещения государственного заказа, полностью вытеснив традиционные аукционы и запросы котировок.

Правительство России определило, что с 1 января 2010 года значительную часть номенклатуры товаров государственные заказчики федерального уровня обязаны закупать путем открытого аукциона в электронной форме на пяти отобранных электронных торговых площадках, а с января 2011 года аналогичные правила будут введены также для региональных и муниципальных заказчиков.

По некоторым оценкам, объем закупок для нужд бюджета посредством электронных аукционов только в 2010 году превысит 3 трлн рублей, а обязанность осуществлять электронные госзакупки региональными и муниципальными заказчиками неминуемо увеличит количество участников торгов до сотен тысяч. Естественно, все это вызывает повышенный интерес к участию в электронных аукционах со стороны бизнес-сообщества.

– В чем преимущества электронных торгов?

– Возможности современных электронных торговых площадок позволяют быстро реагировать на кризисные явления в экономике, а осуществление госзакупочной деятельности посредством механизмов электронных торгов способно стать инструментом государственной политики по стимулированию развития как отдельных отраслей, так и регионов России.

Считаю, что полноценное вовлечение в электронную коммерцию предприятий малого и среднего бизнеса является необходимым условием успешного развития этих секторов в условиях глобальной конкуренции и повсеместного развития технологической интернет-инфраструктуры.

Говоря коротко, развитие электронных торгов для нашего общества является современным и эффективным антикризисным инструментом.

– Сергей Геннадиевич, а что предстоит сделать?

– Во-первых, необходимо существенно расширить географию учебных центров и консультационных пунктов, подключить к этой работе как можно больше торгово-промышленных палат. При этом следует выстраивать работу таким образом, чтобы в каждом субъекте федерации был свой Центр по координации информационных и образовательных программ примерно с теми же функциями, как и в Волгоградской палате.

Во-вторых, нужно наладить взаимоотношения с другими отобранными операторами электронных торговых площадок. В перспективе это ООО «РТС-тендер» и ЗАО «ММВБ – Информационные технологии». Необходимо создавать условия, чтобы любой потенциальный участник размещения госзаказа мог пройти обучение «премудростям» работы на любой площадке. Это же касается и государственных, и региональных, и муниципальных заказчиков.

В-третьих, следует наращивать темпы организации и проведения обучающих семинаров, в первую очередь в тех палатах, специалисты которых уже прошли обучение в Центре по координации информационных и образовательных программ при Волгоградской ТПП. Сейчас сертифицировано ТПП 30 специалистов, обучено 350 представителей бизнеса. Начало неплохое, но оно явно не может удовлетворить существующие потребности бизнеса в квалифицированной консультационной помощи и обучающих мероприятиях.

В-четвертых необходимо добиться расширения функций учебных центров и создания полноценных авторизованных консультационных пунктов, способных оказывать широкий спектр услуг как заказчикам, так и участникам размещения заказа.

В-пятых, следует начать формирование комплекса корпоративных стандартов оказания услуг торгово-промышленными палатами в сфере электронных торгов. Речь идет о разработанном Волгоградской ТПП проекте стандарта «Оказание информационных услуг субъектам электронных торгов и о методических рекомендациях территориальным торгово-промышленным палатам».

Наконец, последнее, но, может быть, самое главное – это развертывание информационно-пропагандистской работы. Ведь без активной поддержки средств массовой информации, без нашей пропаганды преимуществ электронных торгов в СМИ все начинания и большие планы рискуют остаться лишь на бумаге.

– А как внедряются современные электронные методы работы в самой ТПП РФ?

– У системы ТПП уже есть свое собственное узнаваемое информационное поле. В этом году запущен в эксплуатацию новый сайт ТПП РФ, получивший достойную оценку среди признанных экспертов в информационной сфере.

Большинство территориальных торгово-промышленных палат уже имеют свои интернет-представительства, где подробно излагается информация об их деятельности, структуре и составе, членской базе, услугах, оказываемых для предпринимательского сообщества.

Создана и постоянно поддерживается корпоративная сеть обмена деловой информацией, представляющая собой единый деловой портал всей системы ТПП. В этой сети интегрированы более двадцати разнообразных информационных ресурсов, востребованных бизнесом, а также разнообразные информационно-консультационные услуги, оказываемые на платной и бесплатной основе.

В этой связи участники прошедшего семинара-совещания единодушно высказали мнение считать направление унификации и стандартизации информационного обеспечения деятельности системы ТПП одной из важных задач, стоящих перед торгово-промышленными палатами.

Так разработка и применение корпоративных стандартов в инвестиционной деятельности позволит реализовать информационный обмен в этой сфере по единым правилам, что, в свою очередь, облегчит поиск нужной информации, касающейся в том числе методических и аналитических материалов, инвестиционной инфраструктуры, федерального и регионального законодательства, инвестиционных паспортов регионов, смежных сопутствующих услуг, которые территориальные ТПП могли бы оказывать предпринимателям. При этом задачей ТПП России могла бы стать консолидация сегментированных возможностей всей системы торгово-промышленных палат.

На семинаре-совещании было предложено продолжить работу по интеграции на базе корпоративных стандартов отдельных информационных ресурсов и созданию единого информационного и аналитического пространства системы ТПП. При этом следует рассматривать корпоративные информационные ресурсы в качестве средства для продвижения платных и бесплатных услуг, оказываемых территориальными ТПП.

В заключение хотелось бы сказать, что сегодня наша задача в этой информационной работе – не терять темпа, постоянно искать новые формы сотрудничества с бизнесом, привлекая для этого мощный потенциал всей системы торгово-промышленных палат, а также имеющихся отечественных и зарубежных партнерских организаций.