Главное об электронных закупках

Торги без стимула: Необходимы меры по снижению закупок у единственного поставщика

Нужно привлекать малый и средний бизнес.

Торги без стимула: Необходимы меры по снижению закупок у единственного поставщика

Общий объем процедур определения поставщикапо 223-ФЗ в 2016 г. увеличился по сравнению с 2015 г. на 10% и достиг 25,7 трлн руб. На Топ-5 крупнейших заказчиков приходится 28% всех закупок.Об этом сообщает Министерство экономического развития РФ в новом докладе о результатах мониторинга применения закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" за 2016 г. Проблема с выбором конкурентного способа закупки осталась так и нерешенной. О неутешительных результатах мониторинга и возможном пути совершенствования законодательства рассказали эксперты Т94.

 

"Представленный годом ранее отчет Минэкономразвития о результатах применения 223-ФЗ многих шокировал. Очевидное невыполнение законодательных норм и нормативов широко обсуждалось и критиковалось экспертным сообществом. Ошибки должны стимулировать к развитию, но результаты того же мониторинга за 2016 г. показывают, что ситуация только усугубилась", — сетует Сергей Фахретдинов, руководитель комитета "Деловая Россия" по государственно-частному партнерству и развитию взаимодействия бизнеса и госкомпаний.

 

В докладе указывается, что объем закупок у единственного поставщика в 2016 г. увеличился на 3,8% по сравнению с 2015 г. Количество "иных способов" закупок, проводимых заказчиками, увеличилось в 2016 г. на 983 способа. Отсутствие в законе требований к способам закупок привело к тому, что заказчиками применяется уже более 4480 способов определения поставщика, которые в том числе маскируют закупки у единственного поставщика. В 2015 г. таких способов было меньше и насчитывалось 3500.

 

Николай Баранов, заместитель директора Центра профессионального развития государственных служащих академии при Президенте РФ, поясняет, что 223-ФЗ не ограничивает заказчиков в выборе способов закупок, то есть в этом случае было бы неправильно говорить о несоблюдении законодательных норм. Но "парадокс" заключается в том, что заказчики расписывают закупки в своих положениях разными формулировками, а по сути это есть одна и та же закупка у единственного поставщика. "За год ничего не поменялось, в частности законодательство. Давление со стороны правительства на госкомпании и их закупочную политику постоянно растет. Федеральная антимонопольная служба РФ приняла стандарт осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц еще в 2015 г. По их мнению, это должно было подтолкнуть всех заказчиков по 223-ФЗ привести свои положения в соответствии с этим принятым стандартом. Но мы увидели, что по итогам 2016 г. ничего не изменилось", — добавляет Баранов.

 

Если провести параллель и проанализировать закупки у единственного поставщика по 44-ФЗ, в которых указаны основания закупок, то видно, что их количество уменьшилось. При этом объем закупок увеличился и практически только по монопольным позициям (теплоснабжение, энергоснабжение и т.д.). Георгий Сухадольский, координатор рабочей группы экспертного совета при Правительстве РФ по закупкам и инвестициям, отмечает, что если выросли фактические тарифы для заказчиков по 44-ФЗ, то вполне логично, что они аналогично выросли и для заказчиков по 223-ФЗ.

 

Количество "иных способов", по словам Георгия Сухадольского, тем более должно вырасти, поскольку даже полностью идентичные способы от иного заказчика в Единой информационной системе рассматриваются как новый способ. Например, при акционировании организации все бизнес-процессы и способы закупок остались совершенно неизменными, но организационно-правовая форма изменилась. ЕИС не предоставила возможности применить те же самые способы закупок и их пришлось вводить заново, тем самым дополнительно увеличив формальное число "иных способов". 

 

"Надо обсуждать не техническое, в том числе вынужденное увеличение числа "иных способов", а их систематизацию и классификацию. В этом случае, например "аукцион открытый" и "открытый аукцион" будут рассматриваться не как разные способы, а по крайней мере подвиды одного и того же способа, если не вообще один и тот же способ закупки", — считает Сухадольский.

 

Помимо определения способов закупки, в прошлом году нелучшим образом складывалась и ситуация с закупками у малого и среднего бизнеса. Хотя общий объем закупок госкомпаниями за год составил 987 млрд руб., выявлены факты заключения договоров с "субъектами МСП", стоимость которых многократно превышает предельные размеры выручки, позволяющие относить хозяйствующие субъекты к МСП. "2017 г. только начинается, и в наших силах предпринять все действия, чтобы отчет о деятельности за этот год изменился в лучшую сторону. Необходимо предпринимать срочные меры по снижению процента закупок у единственного поставщика", — подчеркивает Сергей Фахретдинов. 

 

С ним соглашается и Николай Баранов, добавляя, что изменения в 223-ФЗ уже есть и находятся на рассмотрении Государственной Думе РФ. В первую очередь они касаютсяэлектронных закупок и их конкретизации, ограничения перечня закупок, а также жесткого контроля через советы директоров (государство) положений о закупке.

 

По словам же Сергея Фахретдинова, в этом списке не хватает пункта об активном привлечении малых и среднихпредприятий к закупкам госкомпаний. Он считает, что снизить число закупок у единственного поставщика возможно благодаря поправкам в 223-ФЗ и 135-ФЗ "О защите конкуренции", прописав в них необходимость указывать в программах партнерств для субъектов МСП четкие преференции, которые действительно привлекут МСП к участию в закупке. Например, обязательное 30% авансирование.

 

"Необходимо снимать барьеры для производственных компаний при прохождении системы сертификации. А именно унифицировать требования в смежных отраслях на одни и те же продукты, товары, услуги, — комментирует СергейФахретдинов. – К сожалению, сегодня бизнес не заинтересован в присоединении к территориально-промышленным кластерам. Причина в том, что большинство госкомпаний не проявляет инициативы в создании таких площадок, а рекомендации правительства и региональных органов власти не работают. Госкомпании привыкли работать "по старинке", не желая видеть в таком взаимодействии ни собственных выгод, ни возможности для развития экономики нашей страны".

 

О распределении заказов неконкурентными способами эксперты спорят давно. Как показал очередной доклад МЭР, из года в год проблемы в закупках госкомпаний не решаются. Ситуацию можно изменить с помощью корректировки системы регулирования и законодательства. Новый проект поправок, о котором говорили эксперты, предусматривает в том числе применение заказчиками ограниченного перечня способов закупок (конкурс, аукцион, запрос предложений, запрос котировок) только для малого и среднего предпринимательства (до 400 млн. рублей). Такие закупки могут осуществляться только в электронной форме на электронных площадках, функционирующих в рамках контрактной системы.

 

Кстати:

Всего за весь период действия223-ФЗ на 174 электронных площадках состоялось больше 1,5 млн закупок в электронной форме. На 46 площадках осуществляется 99% закупок. При этом на 75 ЭТП проведено в совокупности около 10 тыс. закупок, на 9 площадках проведено по одной закупке, а на 44 не состоялось ни одной закупки в электронной форме. 

Автор: Ангелина Жукова.