Главное об электронных закупках

Стенограмма онлайн-конференции «Госзакупки: коррупция или прозрачность?»

С 2011 года в России должна заработать система госзакупок с использованием электронных площадок. Читайте ответы на вопросы уважаемых экспертов!

Она призвана сэкономить бюджетные деньги, а также повысить прозрачность процедуры, обеспечив честные торги без «откатов». Кроме того, электронные торги дадут шансы малому бизнесу выйти на госзаказ.
 Однако после отбора 5 официальных площадок для госзакупок, у многих участников рынка возникли сомнения в реальной прозрачности будущей системы. Сможет ли новая система достичь своих целей и избавить госзаказ от коррупции? Остаются ли шансы у независимых электронных площадок поучаствовать в этом процессе? На эти и другие вопросы ответят эксперты:

  • Сергей Габестро, председатель совета директоров Межотраслевой торговой системы «Фабрикант.ру»
  • Сергей Грачев, начальник управления по организации конкурсов и аукционов Нижегородской области
  • Ирина Кузнецова – директор Института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева ГУ-ВШЭ, председатель правления межрегиональной общественной организации «Гильдия отечественных специалистов по государственному и муниципальному заказа», шеф-редактор журнала «Госзаказ»
  • Ярослав Кулик, старший юрист Некоммерческого партнерства «Центр защиты прав предпринимателей и инвесторов «Арт де Лекс»

 1. Анна. Какими документами регулируется рынок госзакупок сейчас? 

Ярослав Кулик, старший юрист центра защиты прав предпринимателей и инвесторов «Арт де Лекс»

Список достаточно объемен. Основными нормативными правовыми актами в сфере размещения государственных и муниципальных заказов являются: Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы: О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд № 94-ФЗ, О защите конкуренции № 135-ФЗ, О государственном оборонном заказе № 213-ФЗ, О поставках продукции для федеральных государственных нужд № 60-ФЗ, О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд № 53-ФЗ и другие специальные законы. Среди подзаконных актов важнейшими являются Постановления Правительства РФ от 10.09.2009 № 722, от 26.09.1997 № 1222, от 04.11.2006 № 642, от 20.02.2006 № 94, от 30.06.2004 № 331, от 03.03.2006 № 17, от 27.12.2006 № 807, от 10.03.2007 № 147, от 31.07.2007 № 491, от 15.05.2007 № 292, Приказы ФАС России от 14.05.2008 № 163, от 14.11.2007 № 379, от 01.09.2006 № 228, Приказы Минэкономразвития России от 29.12.2000 № 130, от 01.11.2002 № 362, от 11.08.2006 № 230, от 23.03.2007 № 99, от 05.12.2008 № 427 и другие.

Ирина Кузнецова, директор Института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева ГУ-ВШЭ

На вскидку: основанием для 94-ФЗ, а значит входит в состав законодательства о закупках прежде всего Бюджетный кодекс РФ

2. Олег Владимирович. Почему так часто происходит пересмотр законодательства в области госзакупок?

Сергей Габестро, председатель совета директоров торговой системы «Фабрикант.ру»  

Действительно, в 2009 году было внесено 10пакетов поправок в законодательство в области госзакупок , в 2010 уже появились 3 поправки. Кому эти постоянные изменения могут быть выгодны? Ни госзаказчику, ни участникам они невыгодны. Государству, с точки зрения здравого смысла, это тоже не может быть выгодно. Однако сумятица в законодательстве весьма выгодна отдельным чиновникам, которые могут на ней зарабатывать. Неслучайно сейчас проводится так много семинаров, которые организуют коммерческие компании. С первого взгляда, их цель – пролить свет на ситуацию, но на самом деле они зарабатывают на изменениях в законодательстве.
На мой взгляд, здесь широкое поле для деятельности генеральной прокуратуры.

Ирина Кузнецова, директор Института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева ГУ-ВШЭ

1. Отсутствует системный анализ современного закупочного законодательства на предмет противоречий, дублирования, рисков правоприменения, достижения результата, коррупционногенности;
2. В принятом законодательстве не учтена специфика объекта закупок, само законодательство адекватно закупкам простой каталожной продукции;
3. Полномочия и ответственность заинтересованных сторон не паритетны, за все фактически отвечает заказчик, тогда как контролирующие организации и поставщики не несут столь же объемной ответственности, сколь велики их полномочия;
4. Законодательство слишком сложно и детально, фактически представляет собой "должностные инструкции", поэтому при малейшем изменении обстоятельств и воздействий среды, требует изменений;

3. Василий. Есть ли у вас предположения, почему в тендере на госзакупки победили именно отобранные площадки? 

Сергей Габестро, председатель совета директоров торговой системы «Фабрикант.ру»

По официальной версии, были отобраны лучшие из лучших. Но многие из отобранных площадок пока мифические, неработающие, поэтому их нельзя оценить. Кроме того, я отметил, что площадки должны быть государственными, а у независимых игроков рынка не оставалось никаких шансов на победу. Государство создало монополию, поскольку отобранные площадки так или иначе находятся в зависимости от чиновников МЭРа и ФАСа, поскольку именно они устанавливают регламенты и оказывают административное воздействие на руководство площадок. 
А независимыми площадками — все сложнее. Они не пойдут на поводу у чиновников, если те пытаются провести неразумные или нелогичные решения, обратятся с личными просьбами.

Ярослав Кулик, старший юрист центра защиты прав предпринимателей и инвесторов «Арт де Лекс»

Уважаемый Василий, предложу Вам самостоятельно подумать над этим вопросом. Начнем с того, что в списке победителей вы не найдете независимых участников рынка услуг операторов электронных площадок. Две площадки — это биржи (РТС и ММВБ), которые, к слову, на сегодняшний день даже не функционируют. По данным собственного корпоративного ресурса, ЗАО «ММВБ-Информационные технологии» учреждено ЗАО «ММВБ», 29,7% акций которого принадлежат Центральному Банку Российской Федерации, 11,6% — Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», 7,6% — Банку ВТБ, 7,5% — Сбербанку и т.д. (т.е. в сумме более 50% государственного участия). ООО «Индексное агентство РТС» контролируется ОАО «Фондовая биржа РТС», 60,1% акций которого, в свою очередь, принадлежат ЗАО «Депозитарно-Клиринговая Компания», перекрестно владеющему ОАО «Фондовая биржа РТС» (60,5%). 37,3% же акций ЗАО «Депозитарно-Клиринговая Компания» принадлежит ЗАО «Национальный депозитарный центр», главными акционерами которого являются ЗАО «ММВБ» (50,2%) и Банк России (42,3%). По данным агентства Интерфакс 100% акций ОАО «ЕЭТП» принадлежат правительству Москвы. Государственное унитарное предприятие «Агентство по государственному заказу инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» и Сберегательный банк Российской Федерации, дочкой которого является ЗАО "Сбербанк-АСТ" говорят сами за себя. Выходит, что большинство победителей — это компании больших финансовых групп, находящихся под контролем государства. А объем госзакупок, который должны переварить электронные площадки (точнее, банки, где открыты счета операторов для приема обеспечения заявок), составляет около 3 триллионов рублей. Сбербанк, создавал площадку стахановскими темпами, не жалея инвестиций. О том, что о победителях говорили еще до подведения итогов, достаточно информации в открытых источниках.

4.  Мария, частный предприниматель. Какие преимущества система электронных торгов открывает перед малым бизнесом?

Ярослав Кулик, старший юрист центра защиты прав предпринимателей и инвесторов «Арт де Лекс»

Самое главное преимущество системы электронных торгов — открытый доступ к рынку государственных и муниципальных заказов из любого места. Такая система обеспечивает равные и условия ведения экономической деятельности как для малого, так и для крупного бизнеса. Антикоррупционные преимущества электронных торгов также, в первую очередь, выгодны малому бизнесу(см. ответ на вопрос 11).

Сергей Габестро, председатель совета директоров торговой системы «Фабрикант.ру»

Честные, конкурентные торги открывают неограниченные возможности для малого бизнеса для участия, развития и продвижения товаров. «Постановочные» торги, напротив, закрывают двери перед малым бизнесом? , руководствуясь принципом «Чужие здесь не ходят!»

Кроме того, глава 3.1 94 закона сильно затрудняет участие малого бизнеса в госзаказе в силу следующих причин:
— введены инструменты страховых депозитов с целью сбора средств всех участников госзаказа, которые не позволят малому бизнесу в ближайшей перспективе принимать участие в этих процедурах,
— уровень сервиса в монополии всегда будет низкий, и любая компания, которая придет на площадку монополиста и столкнется с трудностями (проблема с регистрацией, огромное количество сбоев системы, невозможность сделать ставки вовремя, проблема с электронно-цифровой подписью) – сразу уйдет.

5. Анна Владимировна, частный предприниматель. На что в России ориентируется государственный заказчик, когда устанавливает цену на закупаемую продукцию, работу, услугу? 

Ярослав Кулик, старший юрист центра защиты прав предпринимателей и инвесторов «Арт де Лекс» 

Специальные правила определения начальной цены государственного контракта установлены лишь для размещения государственного оборонного заказа (Постановление Правительства РФ от 04.11.2006 № 656). Так, например, для поставки товаров (работ, услуг), для которых есть функционирующий рынок, начальная цена определяется на основе анализа рыночной цены указанных товаров (работ, услуг), определенной в сопоставимых экономических условиях на момент размещения заказа; для строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов и проведения проектно-изыскательских работ — на основе сметной стоимости выполнения соответствующих работ (услуг), утверждаемой в установленном порядке. Для гражданских закупок какой-либо утвержденной или рекомендованной методики не существует.

Ирина Кузнецова, директор Института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева ГУ-ВШЭ

На выделенные средства, в первую очередь

6. Руслан, менеджер. Как система закупок работает на Западе?

Ярослав Кулик, старший юрист центра защиты прав предпринимателей и инвесторов «Арт де Лекс»

В Европе существуют две основные модели организации закупочной деятельности: централизованная (существует иденый закупочный центр) и нецентрализованная (каждый орган власти самостоятельно осуществляет закупки). Наиболее эффективным оказывается комбинирование этих моделей, когда общее руководство закупочной деятельностью (нормативное регулирование, планирование, контроль) осуществляет соответствующее министерство (в частности в рамках бюджетного процесса), а закупки осуществляются специализированными отделами. Многие способы размещения заказа известны и российской практике (открытые и закрытые конкурсы, запрос котировок, закупки у единственного источника и др. В 2008 году в Европе был запущен проект по созданию PEPPOL (Pan-European Public Procurement online), в результате которого будут созданы условия для объединения электронных систем госзакупок европейских стран-членов ЕС. Создание PEPPOL близко к завершению и ожидалось к ноябрю 2011 года, возможно, лишь последствия мирового финансового кризиса могут скорректировать сроки.

Ярослав Кулик, старший юрист центра защиты прав предпринимателей и инвесторов «Арт де Лекс»

В Соединенных Штатах Америки государственные закупки для нужд федеральных органов власти осуществляются на основании детально проработанных и структурированных Правил закупок для федеральных нужд объемом в несколько тысяч страниц, в которых установлены общие принципы, правила и порядок проведения закупочных процедур. Главной отличительной особенностью Правил является положение о праве государственного заказчика проводить аудиторскую проверку поставщика и в одностороннем порядке пересматривать условия заключенных контрактов, выплачивая при этом определенную компенсацию. Государственные закупки осуществляются в штатах через созданный в 1949 году орган – Администрацию общих услуг. Администрация занимается проведением крупнооптовых закупок, используя конкурсные процедуры. Закупленные Администрацией общих услуг товары перепродаются заказчикам со склада Администрации по оптовой цене, чуть большей, чем первоначальная закупочная цена. Эта разница в стоимости товаров служит для обеспечения функционирования Администрации общих закупок. Хотя впервые в мире электронная система закупок продукции для государственных нужд начала работать в 1994 году именно в США, на сегодняшний день электронные торги при осуществлении федеральных закупок в США зачастую используются для закупок по контрактам стоимостью до 100 тыс. долл. Объем применения электронных торгов в области госзакупок, таким образом, являются относительно небольшими, если проводить сравнение с частотой применения электронной торговли между коммерческими фирмами. Во многом данное обстоятельство обусловлено излишне жесткой регламентацией процедур федеральных закупок.

Ирина Кузнецова, директор Института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева ГУ-ВШЭ

К этому стоит добавить, что на Западе:
1. Заказчик выбирает способ размещения заказа (которых там значительно больше, чем у нас) самостоятельно исходя из особенности объекта закупки, его цены, привлекательности закупки для поставщика, сроков размещения и исполнения заказа;
2. Начальная максимальная цена контракта рассчитывается заказчиком, но не сообщается поставщику, который должен самостоятельно определить цену закупки, примлемую для него и адекватную рынку. В этом случае цены устанавливаются не от потолка (заданной заказчиком величины), а от "справедливой" цены или действующих рыночных цен.

Сергей Габестро, председатель совета директоров торговой системы «Фабрикант.ру»

На Западе госзаказчики и крупные корпоративные заказчики всеми силами поддерживают конкуренцию. Поэтому выбираются лучший поставщик, которому отдается большая часть заказа, а остальные конкурируют за остальную часть , таким образом не допускается монополия.

7. Иван. Надеетесь ли Вы, что решение по выбранным площадкам для госзаказа будет пересмотрено? Ведь электронная площадка работает уже с 2005 года, является официальной площадкой Росатома,торги проводились и Минобороны РФ.

Ярослав Кулик, старший юрист центра защиты прав предпринимателей и инвесторов «Арт де Лекс»

Анализ технического задания по отбору электронных площадок, доступного на официальном сайте Минэкономразвития, позволяет говорить о том, что критерии отбора победителей не отвечали требованиям определенности, носили оценочный характер, не содержали четких непротиворечивых принципов для оценки предложений участников и определения победителей; отсутствовала система оценки, например, путем проставления баллов, позволяющая определить качество электронных площадок относительно друг друга, т.е. осуществить ранжировку предложений. Кроме этого, техническое задание содержит положения, позволяющие организаторам отбора изменять условия подлежащих заключению с победителями Отбора соглашений о функционировании электронных площадок, а также положения, позволяющие переоценивать предложения победителей после подведения итогов отбора. Указанные обстоятельства являются основанием для признания отбора недействительным. Окончательное решение вынесет суд.

Сергей Габестро, председатель совета директоров торговой системы «Фабрикант.ру»

Мы уверены, что решение будет пересмотрено. Это вопрос времени.
Однако при данной системе и с современными чиновниками, которые строят такую систему управления, мне не хотелось бы работать.

8. Михаил Иванович. Как принцип электронных торгов в госзакупках гарантирует защиту от коррупции?

Ирина Кузнецова, директор Института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева ГУ-ВШЭ

1. За счет того, что чиновник отстраняется от процедуры размещения заказа;
2. За счет того, что процедура доступна для просмотра в сети Интернет и может быть проанализирована любым налогоплательщиком;
 3. За счет того, что она становится проще, правила ее ясны и понятны всем участникам

Сергей Габестро, председатель совета директоров торговой системы «Фабрикант.ру»

Система электронных торгов – это инструмент, который позволяет бороться с коррупцией. Однако электронные торги не панацея, и в руках недобросовестных чиновников или менеджеров эффективность этого инструмента падает.

9. Владимир, Пермь. С чьей стороны ощущается более высокий интерес к электронным торгам со стороны столицы или регионов?

Ирина Кузнецова, директор Института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева ГУ-ВШЭ

Интерес у всех, но все обоснованно хотят элетронные торги проводить по другому (хотя бы вернуться к статье 41, отменнной новым регламентом) регламенту, исключающему:
а) возмещение затрат со стороны победителя;
б) необходимость обязательного внесения обеспечения;
в) сроки проведения;
г) отменить обязательное открытие счетов в банках, указанных операторами ЭТП и резервирование средств;
д) допуск к процедуре осуществлять не после того как, а до того как — поскольку сейчас действует этот абсурдный вариант

Сергей Габестро, председатель совета директоров торговой системы «Фабрикант.ру»

Что касается госзаказа, безусловно, Москва сделала много, чтобы перевести часть торгов в электронную форму, и время покажет, насколько это эффективно. 
Регионы за последний год сильно продвинулись в направлении использования электронных торгов. Правда после 1 июля, когда перестанет действовать 41 статья 94 закона, они столкнутся с трудностями монополии, и система будет дискредитирована.
Что касается ведомств, в целом они не заинтересованы в работе в электронных системах. Однако реально используют электронную форму для проведения торгов единицы: Минобороны, Пенсионный Фонд, Служба судебных приставов, Минюст, МВД. Другие ведомства пока пассивны.
Что касается корпоративных торгов, то здесь как раз наибольшую активность демонстрируют именно регионы. Это связано с тем, что почти все региональные предприятия принадлежат или управляющим компаниям, или собственникам, которые находятся в столице. Для того чтобы наладить эффективную систему управления издержками, они обращаются к инновационным методам.
Внедрение электронной формы проведения торгово-закупочного процесса позволяет унифицировать, стандартизировать процесс, сделать его прозрачным.

10. Сергей, Москва. Неужели 5 отобранных площадок смогут справиться с объемами госзаказов? 

Ярослав Кулик, старший юрист центра защиты прав предпринимателей и инвесторов «Арт де Лекс»

Собственно, Ваш вопрос отражает одно из прогнозируемых участниками рынка последствий результатов проведенного отбора. В соответствии с пп. (в) п. 1 ст. 3 Федерального закона от 25.11.2009 г. № 273-ФЗ (в ред. ФЗ от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ) с 1 июля 2010 года размещение заказов на поставку (выполнение, оказание) товаров (работ, услуг), перечень которых определен Распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 г. № 236-р, будет осуществляться исключительно путем проведения открытого аукциона в электронной форме. Учитывая, что на сегодняшний день электронные площадки РТС и ММВБ вообще не функционируют, а на площадке Татарстана размещаются практически лишь заказы для нужд самой Республики, едва ли доля контрактов по госзакупкам, размещаемых на электронных торгах, к 1 июля 2010 года будет близка к 70%, как ранее утверждал Глава ФАС России И.Артемьев.

Сергей Габестро, председатель совета директоров торговой системы «Фабрикант.ру»

Да нет, конечно. Если бы это были 5 лидеров рынка, ориентирующихся на инновационность, развитие, качество обслуживания – то, безусловно, они справились бы. Если говорить об отобранных площадках – то в ближайшие пять лет они будут не в состоянии отрабатывать весь объем рынка качественно и эффективно.
Конечно, правильнее всего дать понятные и ясные критерии рынку и стимулировать развитие бол кол-ва участников, которые в состоянии оказывать услуги по проведению электронных торгов, для того чтоб они с течением времени сами по средством конкур борьбы определили кто есть лидеры рынка. Тогда в течение 2 лет 5 лидеров рынка смогут отрабатывать эффективно поставленные задачи. Сегодня никто не в состоянии – будь то 5 или 7 площадок – или 10 – никто не в состоянии отработать качественно поставленные задачи. Это утопия!
Никто сегодня не задумывается о том, что количество номенклатуры в разных отраслях огромно, что никакие 5 площадок не будут в состоянии построить классификатор с этим количеством номенклатуры, и, значит, сегодня мы затрудняем и откладываем на неопределенный срок создание специализированных площадок в той или иной области, что неразумно.

Ирина Кузнецова, директор Института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева ГУ-ВШЭ

Площадок должно быть столько сколько будет спроса, загнать всех на ограниченное число площадок можно, но зачем нужна эта свалка, как в ней будут ориентироваться прежде всего малый бизнес. Это с точки зрения муниципалов и регионов, с технологической точки зрения — распределенная система устойчивее. Что делать, если площадка не тянет или на некоторое время "грохается". В законодательстве такие технологические перерывы не предусмотрены при закупках и к форс-мажору не относятся, следовательно при нарушении допустим сроков такая сделка будет ничтожа, поскольку нарушен порядок размещения заказа.

11. Игорь Владимирович. Способны ли электронные торги противостоять устоявшимся технологиям откатов? возможно ли искоренить коррупцию? возможно ли исключить сговор? 

Ярослав Кулик, старший юрист центра защиты прав предпринимателей и инвесторов «Арт де Лекс»

Использование электронных торгов снижает уровень коррупции, мошенничества и риск недобросовестных действий участников размещения заказа. Открытые аукционы в электронной форме названы одним из направлений национальной стратегии противодействия коррупции (утв. Указом Президента РФ от 13.04.2010 № 460). Благодаря принципам анонимности и конфиденциальности при проведении аукциона обеспечивается прозрачность размещения заказа. Потенциально большой круг участников аукциона значительно усложняет неправомерные действия заказчика-коррупционера и практически исключает возможность сговора. Система электронных торгов может стать крайне эффективным инструментом в борьбе с коррупцией, но при условии, что она сама будет открытой и прозрачной. Рынок услуг операторов электронных площадок способен к саморегулированию, нет нуждны в жестком ограничении количества площадок только для того, чтобы их можно было контролировать.

Ирина Кузнецова, директор Института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева ГУ-ВШЭ

Только в случае исключения участия чиновников в процедуре

Сергей Грачев, начальник управления по организации конкурсов и аукционов Нижегородской области

Уточню. На стадии размещения заказа. Но есть еще и планирование, исполнение, учет и контроль закупок продукции для государственных и муниципальных нужд

12. Ольга. Победитель торгов — тот, кто максимально занижает цену. учитывается ли качество поставляемых товаров? 

Ярослав Кулик, старший юрист центра защиты прав предпринимателей и инвесторов «Арт де Лекс»

Требования к качеству товаров, работ, услуг, закупаемых на аукционе, изначально задается заказчиком в аукционной документации. Качество поставляемых товаров на этапе проведения аукциона проверяется исключительно по представляемым участниками документам (например, сертификатам соответствия, качества, безопасности и т.п.). В случае нарушения поставщиком требований к качеству закупленных товаров к нему могут быть применены общие меры гражданской ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Ирина Кузнецова, директор Института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева ГУ-ВШЭ 

Качество в данном случае зависит от способностей заказчика его описать. Но есть замечательное свойство рынка, о котором знают все: продавец знает о товаре всегда больше, чем покупатель. Это касается в первую очередь характеристик качества или рисков недописать эти требования, учесть не те или не все характеристики, обеспечивающие качество

Сергей Грачев, начальник управления по организации конкурсов и аукционов Нижегородской области 

Большинство документов, подтверждающих соответствие товара, заказчик не вправе запрашивать на аукционе. Поэтому предложение УРЗ носит декларативный характер. При поставке он должен представить документы, но не всегда они имеются или соответствуют требованиям. В таких случаях потребность заказчика не удовлетворена. Анализ размещенных заказов показывает: снижение на аукционе составляет в среднем 30-40% против 10% на конкурсе; процент отказов УРЗ на стадии заключения контрактов около 10% а на стадии их выполненииоколо 20% (в том числе частичные отказы) по результатам проведенных аукционов, против почти 0% по результатам конкурсов.

13. Ольга Николаевна. В чем преимущество электронных закупок перед традиционными?

Ярослав Кулик, старший юрист центра защиты прав предпринимателей и инвесторов «Арт де Лекс»

Во-первых, перевод торгов в электронную сферу существенно упрощает процедуру и предоставляет практически неограниченному кругу лиц возможность принять участие в торгах, что существенно расширяет круг потенциальных поставщиков. Во-вторых, система доступа и обработки информации позволяет обеспечить прозрачность при размещении заказов, устраняется какое-либо влияние на процедуру выбора победителя. В-третьих, преимуществом являются и сокращенные сроки проведения торгов в форме электронного аукциона, и упрощенный документооборот. В-четвертых, для государства важным моментом является экономия бюджетных средств, достигаемая при размещении заказов электронным способом.

Ирина Кузнецова, директор Института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева ГУ-ВШЭ

1. Снижение издержек заказчиков и участников (на Западе);
2. борьба с коррупцией — у нас (правда берут сомнения, что она будет состоятельной, поскольку человеческий (чиновничий) фактор не исключается, а увеличивается (дважды работает комиссия по новому законодательному регламенту), увеличивается до беспредела влияние электронной торговой площадки,в которой хочется верить, работают самоотверженные, честные бессребренники;
3. Сокращение сроков от появления извещения о закупке до заключения контракта (на Западе), поскольку у нас по новому регламенту он только увеличился.
4. Потенциально обеспечение прав участников (доступность и доставка электронных документов на Западе. У нас?

Сергей Грачев, начальник управления по организации конкурсов и аукционов Нижегородской области 

Организатору торгов меньше бумажной работы. В остальном — сомнение. Подтверждение тому результаты начатых торгов в электронной форме. Через какое-то время потребуется вновь вносить изменения в НПА.
Сергей Габестро, председатель совета директоров торговой системы «Фабрикант.ру»
Преимущество электронных торгов перед традиционными такое же, как преимущество мобильного телефона перед стационарным.
Электронная система открывает огромные возможности для наведения порядка, стандартизации всех процессов на торгах. Вы становитесь свободными: из любой точки можете наблюдать за всеми процедурами, которые проводятся в Ваших подразделениях на всей территории РФ.

14. Арсен, предприниматель. Я владелец небольшого бизнеса. Как можно поучаствовать в госзаказе? Каков будет мой первый шаг? Есть ли какие-то специальные требования? 

Ирина Кузнецова, директор Института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева ГУ-ВШЭ 

1. Арсен, Вам необходимо получить электронную цифровую подпись;
2. Зарегистрироваться на любой из 3 действующих федеральных электронных торговых площадках (ЭТП);
3. Изучить сайт zakupki.gov.ru, а также посмотреть извещения о закупках на ЭТП;
4. "Озаботиться" наличием свободных средств на обеспечение заявки (5% на ЭТП, и до 5 в случае установления такого требования, кроме котировок;
 5. Я думаю, что Вам лучше начать именно с котировок: проще готовить предложение и не будут отвлекаться средства в виде обеспечения заявок

15. Макарий. Почему все хорошие идеи в итоге воплощаются в то же самое, что обычно? Сергей (Габестро), у Вас не опускаются руки после всего происходящего? Как вы боретесь и справляетесь?
И не было ли у Вас проблем, после того, как Вы рассказали о коррупции при выборе площадок в разговоре с Дмитрием Медведевым?

Сергей Габестро, председатель совета директоров торговой системы «Фабрикант.ру»

Нет, Слава Богу, руки не опускаются. У меня очень простая миссия. Моя задача — указать на проблемы. Чем отличается здоровый организм от больного? Здоровый организм может определять и исправлять проблемы, в нем происходящие, а иногда даже признавать их. Больной — умирает. Государство такой же организм. 
На многие проблемы, возникающие в сфере реформирования госзаказа, профессионалы и эксперты рынка указали, их обсудили, "организму" решать — жить или не жить.

16. Светлана  А почему независимым электронным площадкам так интересно поучаствовать в системе госзакупок? Это дело принципа? Ведь есть огромный рынок корпоративных закупок? 

Ирина Кузнецова, директор Института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева ГУ-ВШЭ

Дело в том, что государство для этих самых независимых площадок было до сих пор основным потребителем и заказчиком услуг. Теперь все они будут отброшены в корпоративный сектор, где данный рынок уже сформировался. Плохо другое — ограничение конкуренции в данном секторе услуг, что имеет место при ограниченном количестве работающих на госсектор площадок ведет к стагнации развития этого сектора услуг вообще. Чего развиваться, если тебя выбрали лет так на 5, а в IT технологиях срок 5 лет почти вечность.

Сергей Габестро, председатель совета директоров торговой системы «Фабрикант.ру» 

Независимые площадки до 2009 года ощущали себя авторами возникшего рынка электронных торгов, которые научили государство использовать новые методики при проведении госзакупок, рассказали государству, насколько эффективно использовать электронные торги. А государство, вместо того чтобы использовать классические методы развития конкурентных рынков (создание и поддержание условий), поступило некорректно — "разрезало" его на корпоративный и государственный, создав монополию на государственной части этого рынка. И не было бы большого недовольства, если бы государство назначило любые площадки своими распоряжениями, постановлениями или указами, однако было все построено на лжи, что и возмутило участников: был проведен отбор с большим количеством нарушений, которые впоследствии подтвердило ГКУ Президента. А отобранные площадки были названы "самыми лучшими".
Компания "Фабрикант.ру" активно развивается в корпоративном секторе. Вы абсолютно правы: рынок огромен, места хватит всем и пусть "растут все цветы". А чиновников жалко…

17. Настасья. Я правильно понимаю, что, если решение о выборе площадок не будет пересмотрено, после начала работы системы госзакупок в следующем году они смогут осуществляться ТОЛЬКО на выбранных площадках? То есть независимые электронные площадки потеряют клиентов, которые были наработанны (Минобороны, например)?

Ирина Кузнецова, директор Института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева ГУ-ВШЭ 

Правильно

Сергей Габестро, председатель совета директоров торговой системы «Фабрикант.ру»

Правильно, независимые электронные площадки потеряют клиентов из госсектора, при этом никто у них не отбирает возможности развиваться в корпоративном секторе. Есть понимание также, что для всех участников рынка операторов, УГЗ, а также госзаказчиков продление ст. 41 94 ФЗ выгодно, и поэтому, судя по всему, это все равно будет сделано. Таким образом, если даже с 1 июля 41 статью не продлят, то вероятность того, что по ней снова можно будет работать осенью, достаточно высока.

18. Ольга Макаровна, служащая госпредприятия. Почему закрываются госпредприятия? — на их продукцию нет заказа или они не способны выиграть тэндэр? 

Ирина Кузнецова, директор Института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева ГУ-ВШЭ 

Они чаще всего неконкурентоспособны, у них много "обременений", в том числе сотрудников, которых надо кормить, производство, в которое надо вкладываться, коррупционный менеджмент, который сначала думает о себе, а потом о первых двух. Поэтому фирмы типа ООО "Рога и копыта", состящие из директора и в лучшем случае бухгалтера, не имеющие таких или иных обременений не устанавливают цены по себестоимости, а могут играть в аукционы, исходя из других оснований