Главное об электронных закупках

Средний бизнес сразится за госзаказы

Госзакупки могут выступить двигателем для малого и среднего бизнеса — предложено ввести специальные квоты для частного бизнеса от общего объема закупок государственных компаний и естественных монополий. А между тем, в текущем году объем данных закупок уже оценивается в семь триллионов рублей. Но как насчет прозрачности? Она пока до сих пор под вопросом

Средний бизнес сразится за госзаказы

Стоит ли говорить, что первое препятствие, с которым может столкнуться данное предложение, — это прозрачность закупок госкорпораций, чем сейчас в первую очередь озабочено правительство. Как отмечают в Министерстве экономического развития, в случае, если госкомпании по-прежнему будут стремиться скрыть информацию о своих закупках, могут возникнуть немалые трудности с построением системы закупок.

Данный вопрос поднимался в последний раз в конце марта 2012 года, когда Федеральная антимонопольная служба заявила о подготовке поправок в Кодекс об административных нарушениях, целью которых станет введение санкций в отношении тех государственных компаний, которые не пожелают отчитываться в своих приобретениях. Между тем, соответствующий закон уже действует на территории России с 1 января текущего года. Этот документ обязал госкорпорации разработать положения о своих закупках, а затем сделать этот план достоянием общественности при помощи публикации. Также, согласно этому закону, компании с Нового года обязаны извещать о проведении торгов. Данный документ вызвал волну негодования среди естественных монополий и госведомств. Ведь это, как-никак, посягательство на свободу.

Тем не менее, закон действует — каждая государственная монополия обязана публично осуществлять заказ. Казалось бы, пробил тот час, когда ни одна иномарка класса "люкс" не сможет незамеченной перейти в собственность управленцам из госмонополии. Однако на самом деле момент, когда можно будет с уверенностью сказать, что закупки госкорпораций не вызывают ни сомнений, ни подозрений со стороны общественности, настанет еще не скоро. В этой связи возможность получения малым и средним бизнесом преференции при проведении закупок госмонополий кажется невероятной.

Вопреки этому мнению, на сегодняшний день уже четыре государственных компании согласились принять участие в эксперименте с квотами для "малышей". Первопроходцами вызвались стать "Почта России", "Автодор", ФСК ЕЭС и РЖД. Данный эксперимент будет проходить в рамках Национальной предпринимательской инициативы с целью проработать план мероприятий, которые помогли бы увеличить долю заказов для малого и среднего бизнеса. Результаты проекта дадут понять возможность перехода на такую модель помощи компаниям-"малышкам". А итоги будут вынесены на совет наблюдателей АСИ, после чего найдут отражение или в законе о закупках госкорпораций, или в их внутренних документах.

На данный момент предполагается, что доля закупок, которая придется на малый и средний бизнес, составит 30 процентов, что превысит существующие в настоящее время 10 процентов или, максимум, 20 всего объема госзаказов. В случае введения квот для некрупных предпринимателей, компании-"малышки" получат допуск к триллионам. И это уже будут значительные деньги, которые не только смогут поддержать уже существующие начинания в малом и среднем бизнесе, но и простимулировать образование новых предприятий.

О трудностях, которые зачастую встречают предприниматели, владеющие небольшим бизнесом, говорил еще год назад премьер-министр Владимир Путин. Он отметил, что в ходе встреч с представителями малого и среднего бизнеса, часто поднимался вопрос проблемного доступа к госзакупкам для больших компаний, однако это, несомненно, положительно повлияло бы на развитие частного предпринимательства в России. Более того, большинство малых компаний могли бы оставаться "на волне" исключительно благодаря госзаказам.

Отметим, что несомненные плюсы в привлечении малого и среднего бизнеса к госзакупкам видят представители "Автодор". Они отмечают, что было бы неплохо привлечь небольшие компании для обеспечения дорожного сервиса. Но это не единственные сферы, где могли бы себя проявить частные предприниматели. Говоря о возможностях малого и среднего бизнеса, можно выделить несколько наиболее успешных направлений, таких как поставка продуктов питания, лекарственных средств, медицинского оборудования, компьютерной техники, а также дорожное строительство или ЖКХ.

Однако большинство госкомпаний встречают нововведения, связанные с необходимостью помогать "малышам", с некоторым пренебрежением. Многие госмонополии отличаются особым высокомерием и предпочитают не иметь дело с мелкими предприятиями, замечая, что последние не "дотягивают" до госзаказа. И речь идет даже не о количестве небольших компаний в России, а о неких коррупционных рисках и ненадежности исполнителей, что может привести к срыву сроков реализации заказов и ненадлежащему выполнению условий контрактов.

Опасения их вполне обоснованы, поскольку зачастую, подписывая контракт с малым предприятием, госкорпорация сталкивается с дочерней компанией какого-либо крупного монополиста и оказывается втянутой в неприятную коррупционную увертюру.

Поэтому вопрос о допуске "малышей" к госзакупкам необходимо изучить досконально и проработать все возможные проблемы, в том числе, связанные с большим количеством недобросовестных и не вполне "чистых" фирм, которых развелось немало благодаря усердному содействию государства малому бизнесу. Очевидным с течением времени остается лишь то, что без воли правительства крупные государственные монополисты протягивать руку помощи малому предпринимательству не собираются.

И посему остается надеяться лишь на успешные результаты эксперимента с квотами, в который включились четыре государственных монополии. Только тогда это предложение станет приемлемым для обсуждения с госкомпаниями, которые решат, давать ли зеленый свет включению данной инициативы в законодательство.