Главное об электронных закупках

Следите за руками: Поправки по 44-ФЗ будут регламентировать

Пакетные изменения повысят конкуренцию и эффективность закупок.

Следите за руками: Поправки по 44-ФЗ будут регламентировать

Регламентация внесения изменений в законодательство о контрактной системе сегодня необходима, об этом шла речь на заседании президиума Совета законодателей при Федеральном собрании РФ. По мнению опрошенных Т94 экспертов, самыми эффективными могли бы стать пакетные изменения, вносимые в 44-ФЗ и 223-ФЗ по аналогии с кодексами.

Ежегодно закон о контрактной системе претерпевает десятки изменений. Зачастую поправки не являются выверенными и попросту не имеют смысла. Заказчики и поставщики не успевают отслеживать изменения, путаются в нормативах и правилах по 44-ФЗ и 223-ФЗ, что приводит к сбоям в их работе.

В Министерстве экономического развития РФ, куда Т94 обратился за разъяснениями, говорят, что поправки в закон вносятся исключительно проработанные, основанные на опыте правоприменения отдельных норм законодательства. В том числе — по итогам подготавливаемого министерством мониторинга результатов применения 44-ФЗ. "Внесенные поправки как правило согласовываются с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также с экспертным сообществом", — уточнили сотрудники министерства. Что касается влияния нестабильного законодательства на эффективность закупок, то МЭР ссылается на статью 12 закона о контрактной системе. В ней прописан принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и эффективность осуществления закупок. "Вносимые изменения направлены по повышение эффективности закупок, рост конкуренции среди участников", — подчеркнули в Минэкономразвития.

"Сфера закупок – это инструмент, который государство старается по максимуму применять для поддержания своего экономического курса. Например, устанавливает преференции отечественным производителям, предприятиям малого и среднего бизнеса, вводит антикризисные меры, — комментирует Николай Баранов, заместитель директора Центра профессионального развития государственных служащих академии при Президенте РФ. – Безусловно, множественные поправки в законодательство вредят практике применения законодательства. Я неоднократно сталкивался на своих занятиях с жалобами от заказчиков. Контрольные органы при проведении проверок выносят штрафы за то, что заказчики не смогли или не успели внести корректировки в свои документы в соответствии с изменившимся законодательством". По словам эксперта, сейчас деятельность Минэкономразвития все же направлена на постоянное совершенствование системы госзакупок. Однако, он предупреждает, что еще множества изменений в сфере закупок как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ избежать не удастся.

Дмитрий Казанцев, начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center, отметил, что вносить правки во все регулируемое законодательство о закупках требуется системно. "Например, поддержка малого и среднего бизнеса крайне необходима и актуальна, но в контрактной системе и в 223-ФЗ она реализуется совсем по-разному. В итоге страдает малый бизнес, который путается в своих правах по двум законам. Поправки писались в этих законах с одной и той же целью разными людьми, и получились разные инструменты. При внесении каждой институциональной поправки нужно опираться на основания всего массива регулирования закупочного права. У регулятора до сих пор нет понимания контрактной системы как части чего-то большего. Между тем, контрактная система — это часть массива регулируемых конкурентных процедур, куда входят банкротство, приватизация и закупки по 223-ФЗ. Если будет понимание, что законодательство состоит из этих звеньев, то при внесении поправок в один пункт будет учитываться влияние этого изменения на все другие подсистемы, включая смежные подзаконные акты", — рассказал Т94 Дмитрий Казанцев.

Стоит ли вносить изменения раз в квартал, как предлагали сделать по 223-ФЗ? Или делать это по аналогии с кодексами? По словам Дмитрия Казанцева, аналогия с кодексом в части регулирования внесения поправок была бы идеальной. Принятие их раз в квартал – всегда неожиданный сюрприз для участников закупок. "Нужно развивать инструмент общественного обсуждения, потому что сейчас он лишь формально реализован через портал regulation.gov.ru. Документ вывешивают на сайте, а дальше неважно, посмотрел его кто-нибудь или нет. Нужно выносить документы на широкое обсуждение на разных площадках параллельно и прислушиваться к мнениям экспертов. Только после этого можно грамотно сводить все точки зрения в один документ", — подчеркивает эксперт, добавляя, что в целом лучше, чтобы поправки были пакетными. В Совете Федерации также предлагают вносить изменения по регламенту, как это происходит сейчас с кодексами.

В МЭР же на этот счет ответили, что поправки вносятся, когда это необходимо, и обратили внимание, что их утверждает Государственная Дума РФ.

Николай Баранов напомнил о практике Минэкономразвития, когда департамент развития контрактной системы на своем сайте публиковал файл с нормами законодательства, которые требуют усовершенствования, и мнение министерства. Тогда любой желающий, будь то участник госзакупок или нет, мог прислать свои доводы и предложения. "Конечно, все законодательные поправки проходят согласование на сайте regulation.gov.ru, обсуждаются в Госдуме, но дополнительно я предлагаю к этому подключить экспертный совет при Минэкономразвития, — заявил Баранов.

Эксперты сходятся в том, что отсутствие стабильного и предсказуемого инструмента регулирования по внесению многочисленных поправок приведет к ограничению конкуренции и снижению эффективности закупок.
Автор: Ангелина Жукова.