Главное об электронных закупках

Системные лимиты на госзакупки импортных авто, мебели и одежды появятся летом

Правительство попробует смягчить адаптацию отечественной промышленности к членству в ВТО. До сих пор попытки заставить чиновников покупать российское были неуверенными, неудачными и несистемными. «Маркер» узнал подробности готовящихся постановлений правительства о приоритете товаров российского происхождения в закупках государственных организаций. Преференции в первую очередь дадут производителям автомобилей, мебели, одежды и изделиям из льна

Системные лимиты на госзакупки импортных авто, мебели и одежды появятся летом

20 января прошло заседание подкомиссии по экономической интеграции под руководством вице-премьера Игоря Шувалова. По информации «Маркера», Минэкономразвития и Минпромторг получили ряд поручений на тему защиты российских товаров. В условиях ВТО отечественным производителям будет еще сложнее конкурировать с импортом, и среди путей поддержки будут, как ожидается, четкие механизмы госзакупок — ведь их совокупный объем уже достигает 5 трлн рублей в год.

Негласные правила — необязательно выполнять

Надо сказать, о приоритетности российских товаров задумывались и раньше. Но то были временные акции, которые уже завершились. Например, Минэкономразвития РФ давало преференции отечественным производителям в 2008 и 2011 годах: тогда утверждены приказы, оговаривающие особые условия покупки госкомпаниями иностранных товаров.

Другие попытки были узкоотраслевыми и кроме научных результатов по сути ничего не дали — определение телекомоборудования российского происхождения Минкомсвязи формулировало три года. Сложность была в том, что современного оборудования для связи в России не делают, но в 2011 году определение все-таки было готово: для «русскости» техники достаточно, чтобы собирающая его компания принадлежала российскому лицу. Но требование по национальности оборудования предъявлялось только в конкурсах на построение сетей WiMAX, а в конкурсах на частоты LTE таких условий уже решили не ставить. Сотрудники Nokia Siemens в разговоре с «Маркером» даже сетовали, что СП с томским «Микраном» во многом потеряло смысл — в компании предполагали, что приоритет российской телекомпродукции будет долгосрочным и обязательным.

Представители Минэкономразвития подтвердили, что российское происхождение законодательством не определено, но по негласным правилам такой товар может быть произведен на отечественном предприятии частично. Импортный материал может составлять не более 50% стоимости продукта, в отдельных случаях — не более 30%, уточнили в министерстве.

Посольства обяжут покупать собранные в России машины

С фактическим вступлением в ВТО пошлина на ввоз автомобилей снизится с 30 до 25% от стоимости, а через несколько лет — до 15%. Поэтому в первую очередь — уже в этом месяце — будет разработана схема приоритетной закупки автомобилей, строительно-дорожной и коммунальной техники российского происхождения для нужд федеральных и муниципальных органов исполнительной власти. Интересно, что правила также будут распространяться на российские загранучреждения.

Если говорить о собранных в России иномарках, то доля российских деталей в них составляет порядка 10–15%. Отечественные же производители от их продаж такой «российской продукции» не выигрывают. Более того, часто чиновники закупают автомобили, которые собраны за рубежом. Например, прямо сейчас приставы из Амурской области, Республики Саха (Якутия) и Приморского края закупают по новому Land Cruiser 200, а минэкономики Ульяновской области — люксовый седан BMW 750Li XDrive.

Есть предложения бороться с такими автозакупками по ценовому критерию. В сентябре 2011 года депутат Геннадий Гудков внес в Госдуму законопроект, ограничивающий закупки автомобилей дороже 2 млн рублей. Позже верхнюю планку в КПРФ предлагали установить на уровне в 1 млн рублей. Однако правительство такой подход официально не устроил. Законопроект еще готовится к первому чтению в Думе.

Сердюков, возможно, больше не купит британских гальюнов

Кроме автомобильной проблемы в правительстве озаботились госзакупками иностранной мебели. Своими предпочтениями по этой части известно Минобороны Анатолия Сердюкова. В 2010 году ведомству понадобились итальянские шкафы и столы «с покрытием из кожи молодых буйволят с золотым теснением». А минувшей осенью Сердюков решил устанавливать на всех новых кораблях российских ВМС британские мебель и гальюны.

Помимо этого, Шувалов поручил Минэку и Минпромторгу придумать схемы приоритетного приобретения госструктурами российского обмундирования, форменной одежды, вещевого имущества для гособоронзаказа и — отдельно — льносодержащей продукции. Старейшую отрасль российской текстильной промышленности тоже нужно защищать: по данным Минпромторга, по итогам 2011 года производство льна в России покрывает спрос оставшихся текстильщиков не более чем на 70%. В Минэкономразвития уточняют, что будет защищаться вся льносодержащая продукция, в том числе нетканая.

Не будет контроля — не будет эффекта

Представители Минэкономразвития в разговоре с «Маркером» уточнили, что документы прорабатываются и скоро будут представлены в правительство. Но обсуждение деталей и формальное принятие решений займет время, так что в крайнем случае постановления будут приняты к лету. По словам собеседников, все нововведения будут утверждены одновременно.

Эксперт по госзакупкам Иван Бегтин сомневается в эффективности этих планов. «Все зависит от того, как будет прописан механизм приоритетности российских товаров: обязательно или рекомендательно, — отмечает Бегтин. — Необходим мониторинг исполнения на должном уровне. Если все будет в виде пожеланий, то никаких сдвигов не произойдет, пока не начнут ловить за руку». По словам эксперта, если Владимир Путин и его подчиненные решат ездить на продукции «АвтоВАЗа», это гораздо больше поможет российскому автопрому. Однако в главных автотранспортных предприятиях принципиально отказываются от «Лады». 

Статьи по теме