Главное об электронных закупках

Система госзакупок станет более прозрачной

Систему госзакупок, регулируемую в настоящее время широко известным 94-ым Федеральным законом, ждут серьёзные изменения. Законопроект, предусматривающий создание специальной федеральной контрактной системы, Министерство экономического развития планирует передать в Правительство уже в апреле, а в Госдуму он должен быть внесён до 1 июля. В Общественной палате прошли слушания "От распила до отката", на которых эксперты и специалисты обсудили проект закона

Система госзакупок станет более прозрачной

Практически все выступающие сошлись в том, что 94-й Федеральный закон стал шагом вперёд, во многом сделавшим систему госзакупок более чистой и прозрачной. Однако за время его действия к нему накопилась масса претензий. Можно, к примеру, отметить, что система конкурсов для госзакупок ориентирована не на качество поставляемых услуг, а на низкую цену. Это приводит к демпингу — поставщики сознательно указывают более низкую цену, рассчитывая что-нибудь придумать после получения контракта.

Поводы для недовольства есть и у поставщиков, и у заказчиков. Поставщики, к примеру, отмечают, что отсутствие системы планирования госзаказов не позволяет им заранее готовиться к проводимым конкурсам. А, например, специалисты по экономическому развитию жалуются на то, что система не предполагает оценки конечного результата по отношению к планируемому. Свои проекты по реформированию законодательства в сфере госзакупок представили Министерство экономического развития и Федеральная антимонопольная служба. В конце прошлого года в послании к Федеральному собранию Дмитрий Медведев поддержал вариант МЭР: «В первой половине следующего года взамен “всеми любимого” 94-го закона надо принять федеральный закон, предусматривающий создание федеральной контрактной системы».

Ознакомиться с проектом закона «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» можно на сайте МЭР. Закон ещё будет проходить широкую доработку после внесения в Госдуму, однако Министерство экономического развития считает необходимым обсуждать проект до того, как представит его в Правительство. Это приносит свои плоды. Так, в октябре 2011 г., замминистра экономического развития Алексей Лихачёв признался в интервью «Российской газете», что только по итогам интернет-обсуждения в проект было внесено около 200 редакторских правок и порядка 50 смысловых изменений.

Закон предусматривает создание единой информационной системы, в которой будут отражаться не только сведения о заключённых контрактах, но и планы госзакупок, и реестр недобросовестных заказчиков и поставщиков. При этом появляется так называемый «контрактный офицер» — чиновник или сотрудник государственной компании, лично ответственный за все стадии жизни контракта: за его заблаговременное планирование, исполнение и оценку результатов, в соответствии с планами».

Важным нововведением станет отклонение заявок от заведомо неблагонадёжных поставщиков. Если какая-то компания предложит свои услуги по цене на 25 процентов ниже начальной, она должны будет обосновать, каким образом планирует всё-таки выполнить условия контракта.
Сохраняется принцип открытости: если кому-то захочется провести мониторинг осуществляемых закупок, у него будет такая возможность. Хотя, пока сайт госзакупок чаще используется для пиара, а не для реальной борьбы с недобросовестными чиновниками, государство продолжает рассчитывать на общественный контроль.

Свои предложения по улучшению законопроекта были почти у каждого выступающего. Некоторые из них противоречат друг другу, впрочем, едва ли стоит удивляться, что такая важная тема вызывает споры. Для того и обсуждают проекты законов в Общественной палате, чтобы в дискуссии выработать наиболее эффективные механизмы его действия. 

Статьи по теме