Главное об электронных закупках

Штрафы для «оборонки»

За невыгодные закупки накажут рублем

Штрафы для «оборонки»

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разработала методические рекомендации для закупок госкомпаний и оборонно-промышленных предприятий. Их сотрудников за недобросовестные закупки будут штрафовать, а за эффективные – премировать. Эксперты отмечают, что рекомендации "задают правильный вектор", однако в документе необходимо прописать механизм их выполнения.
Ввод системы штрафов и награждений повысит качество проводимых закупок, заявляют в ФАС. Компании с госучастием и оборонно-промышленные предприятия обязаны будут проводить аудит. По результатам проверки руководство компаний будет принимать решения: сотрудников, совершивших закупку некачественных товаров, могут оштрафовать, а выбравших хорошую продукцию по выгодной цене, наоборот, премировать. Кроме материальных санкций предусмотрены и дисциплинарные взыскания — к примеру, выговор с занесением записи в трудовую книжку.
Рекомендации ФАС будут обязательными только для оборонных предприятий. И это неслучайно: они работают с гособоронзаказом. Остальные компании смогут внедрять стандарты федеральной антимонопольной службы по желанию. Сама ФАС будет проверять, как предприятия ОПК следят за эффективностью закупок. Отчет ведомство отправит в правительство России.
Ранее Госдума также ужесточила ответственность для заказчиков госзакупок. Депутаты ввели штрафы от 30 000 до 50 000 руб. за задержки в оплате закупок товаров. Проблему стали решать после того, как эксперты оценили объем бюджетных невыплат – их размер составил около 30 млрд рублей.
Генеральный директор электронной торговой площадки "ТЭК-Торг" Дмитрий Сытин отметил, что инициатива ФАС "имеет слишком общий характер".
"Сегодня нет критериев, позволявших бы отнести те или иные закупки к хорошим или плохим. Поэтому было бы правильнее сначала разработать и утвердить их. А пока не ясно, за что надо поощрять компании, а за что наказывать," — отметил эксперт.
Дмитрий Сытин считает, что на предприятия ОПК и госкомпании было бы гораздо эффективнее воздействовать через стимулирующие механизмы.
"Компании должны быть сами заинтересованы в эффективности закупок. Тогда предложенного ФАС механизма и не потребуется," — подчеркнул эксперт.
Он выразил обеспокоенность, что реализация рекомендаций ФАСа может потребовать в будущем создания некой надстройки.
"Эта надстройка должна будет оценивать закупки компаний. Между тем, такой механизм контроля нужен, но он должен существовать на уровне субъектов или муниципалитетов – именно они должны быть заинтересованы в эффективных закупках," — рассказывает Дмитрий Сытин.
В целом же идея ФАСа, по мнению Дмитрия Сытина, является правильной, хотя и преждевременной.
"Инициатива преждевременна, так как не везде выстроена система сбора информации в области госзакупок. Пока не все закупки существуют в электронном виде. Поэтому пока нет достаточной информации об их качестве," — заключил эксперт.
Руководитель движения "За реформу ФАС" Алексей Ульянов тоже не видит ничего плохого в создании механизма премирования и наложения штрафов за госзакупки.
"Разумные компании так делают уже давно. Настораживает другое. ФАС собирается вводить штрафы в компаниях за отсутствие и несоблюдение ими внутренних распорядков. Т.е. за нарушение внутренних регламентов вводится публичная административная ответственность. Это делается, так как ФАС хочет увеличить контроль за корпоративными закупками," — отмечает Алексей Ульянов.
По мнению эксперта, ФАС не должен расширенно трактовать закон о госзакупках, а должен сконцентрироваться на защите конкуренции, "которая пока оставляет желать лучшего".
"Между тем, 90% вопросов, решаемых ФАС, к повышению конкуренции никакого отношения не имеет. Ведомство вмешивается в споры хозяйствующих субъектов, решает какие-то курьезные вопросы, а конкуренция в стране начинает ухудшаться на многих рынках," — подчеркнул Алексей Ульянов.
Он добавил, что попытка  ФАСа превратить 223-й закон, регулирующий закупки госкомпаний, в 44-й, направленный на контроль за закупками в государственных органах власти, является ошибкой.
"Закупки, регулируемые 223-ей статьей, имеют свою специфику. Их не надо загонять в прокрустово ложе государственного регулирования," — сказал руководитель движения "За реформу ФАС".
Член Президиума Генсовета "Деловая Россия", руководитель комитета по государственного-частному партнерству и развитию взаимодействия бизнеса и госкомпаний Сергей Фахретдинов согласился, что сама инициатива ФАСа "очень интересная и перспективная".
"Но прежде чем штрафовать или премировать специалистов по закупкам, необходимо выстроить систему их обучения и повышения квалификации. К сожалению, данная проблема до сих существует в сфере закупок," — сказал он в интервью Т94.
По словам Сергея Фахретдинова, идея поддержит добросовестных закупщиков и сделает все процедуры более открытыми.
"Однако необходимо сформулировать четкие критерии определения эффективности закупки. К таким критериям можно отнести повышение процента закупок у малого и среднего бизнеса, снижение стоимости контракта, приоритет в закупке товаров российских производителей, общее снижение количества штрафов, жалоб и нарушений," — заключил эксперт.
Гендиректор НП "Объединение профессиональных специалистов в области государственных, муниципальных и корпоративных закупок" Георгий Сухадольский подчеркнул, что в целом методрекомендации ФАСа вполне здравые и описывают лучшие подходы к управлению закупочной деятельностью.
"Пусть даже предложениям ФАС не хватает конкретики, они нацелены на достижение максимально возможного уровня эффективности всех элементов закупочной деятельности и получение оптимального результата при минимально возможных издержках, — отметил эксперт. — Что касается управления кадрами, то механизмы стимулирования должны, очевидно, применяться и в сфере закупок, так же как и во всех иных отраслях. Конкретные механизмы в разных организациях  могут быть разными, и, естественно, должны применяться в т.ч. с учетом типа личности сотрудника".

Автор: Александр Столяров

Статьи по теме