Главное об электронных закупках

Результаты мониторинга применения ФЗ-44 в I полугодии 2016 года (из доклада Минэкономразвития)

В Министерстве экономического развития РФ обнародовали доклад о результатах мониторинга ФЗ-44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в I полугодии 2016 года. В документе представлены основные особенности применения закона, а также проанализированы все его составляющие.

Результаты мониторинга применения ФЗ-44 в I полугодии 2016 года (из доклада Минэкономразвития)

В частности, в представленном документе указано, что за исследуемый период в ЕИС было размещено извещений о проведении закупок на сумму 2,54 трлн рублей, из них стоимость подписанных контрактов составляет 2,07 трлн рублей (это на 6% меньше по сравнению с 2015 годом). При проведении конкурентных закупок наблюдалось снижение цен в среднем на 10%, благодаря чему удалось сэкономить 210 млрд рублей бюджетных средств. Таким образом, по сравнению с прошлым годом, прирост экономии составил 29%. Стоит отметить, что из общего числа подписанных соглашений, более 5 тыс. процедур определения поставщика (на сумму более 92,7 млрд рублей) могут быть признаны неэффективными, так как контракты по ним были расторгнуты или по решению суда, или непосредственно заказчиками. Также в 4 раза увеличилась сумма неустоек, начисленных исполнителям.

На прежнем уровне сохранилось среднее количество участников одной закупки (3 субъекта). А среднее значение индекса одной заявки составило 1 – 5,5 процентных пунктов. Снизилось количество закупок у единственного поставщика (на 6,9%), а число прямых договоров с малым бизнесом, наоборот, увеличилось (на 32 % больше, чем в 2015 г., или 258 млрд рублей в денежном эквиваленте).

Среди способов определения поставщика по-прежнему лидирует электронный аукцион, составляя 53,9% от всех размещенных в ЕИС заказов.

Централизованные закупки в первой половине 2016 г. составили 37% от общего количества закупок по 44-ФЗ (470 тыс. контрактов стоимостью более 773 млрд рублей). А с применением антидемпинговых мер было подписано 300 319 контрактов общей стоимостью 104,9 млрд рублей.

С применением антидемпинговых мер было заключено 300 319 контрактов общим объемом 104,9 млрд. рублей (соответственно 18% и 5% от общего количества и объема всех контрактов, заключенных в I полугодии 2016 г.).

Отдельно в докладе Минэкономразвития говорится о недостатках информационного обеспечения контрактной системы. В частности, речь идет о возможности указания заказчиком неверной информации о контрактах, размещаемых в реестрах договоров; о возможности прикрепления к одному реестровому номеру нескольких договоров и наоборот, присвоение одному контракту нескольких реестровых номеров и т. д.

Кроме общих статистических данных, в представленном мониторинге детально проанализированы основные составляющие исполнения закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Законодательное регулирование среды контрактной системы
 За анализируемый период были приняты такие законодательные изменения:
— уточнены требования к описанию объекта закупки в части необходимости применения документов и требований, установленных законодательством РФ о стандартизации (от 5 апреля 2016 г. № 104-ФЗ);
— установлены особенности заключения контрактов в сфере строительства и выполнения проектных и изыскательских работ (от 3 июля 2016 г. № 314-ФЗ);
— установлена административная ответственность за нарушения законодательства о контрактной системе, связанные с планированием, нормированием, обоснованием закупок и исполнением контрактов (от 3 июля 2016 г. № 318-ФЗ);
— упрощена процедура направления граждан на лечение за пределы территории РФ за счет средств федерального бюджета (от 3 июля 2016 г. № 320-ФЗ);
— закупки государственных и муниципальных унитарных предприятий включены в сферу регулирования Закона № 44-ФЗ (от 3 июля 2016 г. № 321-ФЗ);
— установлены особенности осуществления закупок товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории РФ в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, а также в соответствии с контрактом, предусматривающим встречные инвестиционные обязательства поставщика (от 3 июля 2016 г. № 365-ФЗ).

 Действия заказчиков
На 30 июня 2016 года в ЕИС было зарегистрировано 258 374 заказчиков, 186 287 из них в текущем году были активны в закупочной деятельности. По данным специалистов МЭР, более 10% из общего числа подписанных соглашений приходится на топ-5 заказчиков из всех зарегистрированных. Это Департамент строительства Москвы, Минздрав, Минпромторг, Минобороны и ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги".
 
Таким образом, в I полугодии 2016 г. было размещено 1 530 948 извещений об осуществлении закупок на сумму около 2,54 трлн рублей (на 4% больше, чем в 2015 г.). Причем существенно увеличилось количество заказов, исполнитель которых определяется закрытым способом или в особом порядке. Наиболее популярным остался электронный аукцион (53,9% от общего количества извещений). А количество закупок у единственного поставщика в течение отчетного периода уменьшилось на 24%. Средняя стоимость одной закупки – 1,66 млн рублей (на 7% ниже показателя прошлого года).

Объем закупок, проведенных в форме электронного аукциона, в I полугодии 2016 г. составил около 1,5 трлн рублей. Причем, самыми популярными оказались площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" (48% от всех электронных аукционов), РТС-тендер и АО "ЕЭТП".

В течение анализируемого периода было подписано 1 млн 665 тыс. контрактов на сумму 2 074 млрд рублей. Из них было расторгнуто 269 920 договоров общей стоимостью более 544,1 млрд рублей, в основном, по соглашению сторон. Почти в 4 раза, по сравнению с прошлым годом, увеличился также объем неустоек, начисленных исполнителям, и составил около 21 тыс. рублей в среднем на один контракт.

Отдельным пунктом в мониторинге Минэкономразвития представлен вопрос экономии бюджетных средств, в котором наблюдается положительная динамика: почти 210 млрд рублей. Существенно увеличилось число извещений о закупках только для МСБ и социально ориентированных НКО (на 25% и 36% больше, чем в 2015 году). Средняя стоимость контракта в этой сфере составляет 568,2 тыс. рублей (на 3% больше). Причем на оплату заказов у МСП и СОНКО было направлено почти 258 млрд рублей. Также увеличивается число заказов, в которых предусмотрены преференции для этих категорий исполнителей.

Противоположная тенденция зафиксирована в сфере закупок у единственного поставщика. Их объем в первой половине текущего года снизился, по сравнению с 2015 г., более чем на 180 млрд рублей и составил 422,2 млрд рублей (без учета контрактов, подписанных по результатам несостоявшихся конкурентных закупок) или 1,1 трлн рублей (с учетом таких контрактов).

С точки зрения предмета закупок, наиболее часто заказывали услуги, товары или работы в строительной и медицинской сфере. А на централизованные закупки было потрачено 37% от общего количества средств (773 млрд рублей), использованных на заказы по ФЗ-44. С применением антидемпинговых мер было подписано 300 319 договоров общей стоимостью 104,9 млрд рублей.

Поведение поставщиков
 По данным МЭР, в среднем, на каждую закупку приходится по 3 заявки. Причем, наиболее конкурентным способом определения исполнителя заказа оказался двухэтапный конкурс (в среднем 6,2 заявки), а наименее конкурентным – запрос предложений (1,6 заявок). Среди закупок с преимуществами для МСП и СОНКО, средний показатель количества поданных заявок составил 3,7 заявки. В частности, самые конкурентные заказы – это заказы стоимостью до 50 млн рублей. Наименьшее количество потенциальных поставщиков зафиксировано в закупках от 500 млн до 1 млрд рублей. Если рассматривать уровень конкуренции с точки зрения сферы оказания услуг, то наибольшее количество желающих было зафиксировано в заказах на инженерно-техническое проектирование и связанные технические консультативные услуги, наименьшее – в закупках услуг по покупке и продаже собственного недвижимого имущества.

Кроме этих основных пунктов, в представленном мониторинге Минэкономразвития рассмотрены вопросы информационного обеспечения контрактной системы, контроля в сфере закупок, а также выдвинуты предложения по дальнейшему совершенствованию законодательства.