Главное об электронных закупках

Результаты мониторинга госзакупок 2015 года от Минэкономразвития

Минэкономразвития представило результаты собственного мониторинга госзакупок, согласно которому самый большой уровень конкуренции был зафиксирован по госконтрактам стоимостью 10-50 млн рублей при ее полном отсутствии в миллиардных закупках.

Результаты мониторинга госзакупок 2015 года от Минэкономразвития

Согласно документу мониторинга применения на практике закона о контрактной системе госзакупок 44-ФЗ, проведенному Минэкономразвития, в сравнении с прошлогодним периодом в этом году количество объявленных госзакупок в РФ выросло на 17%, а заключенных госконтрактов — на 23%. Ввиду заключения большого числа краткосрочных контрактов, их средняя цена снизилась на 20%. Также ведомство отметило рост экономии бюджетных средств на 17% и увеличение суммарной стоимости контрактов на 3%.

Каждый седьмой договор госзакупки был расторгнут заказчиком в одностороннем порядке. В прошлом году такие ситуации случались на 1/3 раза реже. Количество жалоб в ФАС о включении участников госзакупок в список недобросовестных поставщиков в этом году увеличилось в 3 раза. Поводом половины таких жалоб послужило уклонение исполнителя от заключения контракта по выигранному тендеру.

Наименьшая конкуренция была в миллиардных закупках. Такие госконтракты часто заключались с единственным поставщиком, в общей сложности по ним прошло 19,8% всех госзакупок, что больше на 11,8% прошлогоднего периода. 53% контрактов были заключены с единственным поставщиком из-за несостоявшихся торгов, еще 20% — по решению президента России.

В качестве единственных исполнителей госконтрактов выступали:

  • «Межрегионтрубопроводстрой», взявший на себя обязательства по строительству портовых объектов за 17,9 млрд рублей;
  • Зеленодольский завод им. Горького, который будет строить пограничный корабль для ФСБ за 17,4 млрд рублей;
  • «Синара-Девелопмент», занимающийся реконструкцией екатеринбургского стадиона стоимостью 12,2 млрд рублей.

Также, единственным исполнителем выступали и другие компании. Им доставались крупные контракты Министерства обороны по теплоснабжению и обслуживанию электросетей и военных городков.

Наибольшая конкуренция была на закупках, находящихся в ценовом диапазоне 10-50 млн рублей. В среднем, на каждый тендер приходилось по 2,79 участника. В госзакупках стоимостью 100 млн — 1 млрд рублей, в среднем, принимало участие меньше 2 желающих. Количество заявок, поданных на участие в госзакупках РФ, осталось на прошлогоднем уровне — в среднем, 2,6 заявок на один лот.

Минэкономразвития указало в своем отчете, что 46% всех заключенных госконтрактов относятся к строительной сфере, а 10,4% — к медицинской. Что касается уровня цен, то на закупки товаров, услуг и работ по проектированию и теплоснабжению, они повысились в 3 раза. Капстроительство и строительство транспортной инфраструктуры подорожало в полтора раза. Почти что прежними остались цены на банковские услуги.

С малым и средним бизнесом в этом году было заключено на 47% больше госконтрактов, чем в предыдущем при повышении их суммарной цены на 54%.

В ФАС о нарушениях при госзакупках было подано почти 30 тыс. заявок. Необоснованными из них были признаны 8,9 тыс. Количество возбудимых ФАС дел о нарушениях закона о госзакупках 44-ФЗ увеличилось в 4 раза.

Уже на этой неделе Минэкономразвития может представить правительству РФ проект внесения поправок в закон 44-ФЗ. В министерстве считают, что под действия закона необходимо подвести и унитарные предприятия, а также запретить в некоторых случаях проводить закупки в электронном формате.

Представители «Ростелекома» считают, что при внесении поправок в закон о госзакупках, которые ужесточают правила закупочной деятельности, необходимо рассматривать и вероятные последствия для заказчиков. Дело в том, отмечают в компании, что сейчас сфера госзакупок услуг по предоставлению широкополосного доступа в интернет имеет больше ограничений, чем конкурирующая среда частных закупок.

Сбербанк считает, что из-за приостановления некоторых закупок, заказчик несет финансовые потери. Это необходимо отрегулировать, ведь приостановить закупку может практически любой желающий, просто подав жалобу на конкурс в ФАС.

Компания «Россети» указывает на то, что в законе о госзакупках нет требований, учитывающих специфику деятельности той или иной организации. Например, инфраструктурным организациям вменяют в обязанности соблюдение требований к безопасности. Но ФАС в ответе на этот вопрос пишет, что у ведомства нет времени на то, чтобы обсуждать эту тему с каждым заказчиком.

Эксперты считают, что сейчас необходимо не ужесточать закон о госзакупках, а повысить уровень конкурентоспособности госкомпаний. Для этого нужно заинтересовать их руководство, повысив прозрачность отчетности и привязав размер их вознаграждения к KPI. Повысить эффективность госкомпаний можно и путем их приватизации, думают эксперты, но ее проведение в нынешнее время было бы неверным шагом ввиду опасений «разбазаривания» госуимущества.

Статьи по теме