Главное об электронных закупках

Рецепт экономии на госзакупках от "Ростелеком"

Сложная экономическая ситуация, преобладающая в последнее время, заставила сокращать расходы на всех секторах рынка, в том числа и в сфере телекоммуникаций. Особенно преуспевает в вопросе снижения затрат на госзакупки "Ростелеком" и охотно делится своими секретами.

Рецепт экономии на госзакупках от "Ростелеком"

Курс на сокращение расходов был взят в корпорации еще в 2013 году, после правительственного решения обязать госкомпании сокращать издержки минимум на 5% в год до 2017 г. Тогда в "Ростелекоме" создали специальные комиссии по госконтрактам, особенностью которых было принятие только коллегиальных решений. Также были распределены финансовые полномочия между подразделениями компании.

Результаты появились практически сразу. По данным отчетов в 2014 году корпорация потратила на госзакупки 163 млрд рублей, 103 млрд из которых приходились на операционные затраты. Таким образом, в прошлом году, благодаря нововведенной модели госзаказов, удалось сэкономить 16,8 млрд рублей при разнице между максимальной и фактической стоимостью договоров в 13,1%. В 2015 году также предполагается сокращение расходов на не меньше, чем 10 млрд рублей. И это на фоне сокращения общего количества госзакупок по сравнению с 2014 годом.

Стоит отметить, что разделение финансовых обязанностей – не новая стратегия для "Ростелеком". Подобное структурирование существовало и раньше, но теперь подразделения получили право не согласовывать заключение контрактов стоимостью до 100 млн рублей, что в несколько раз ускоряет и облегчает работу и, вместе с тем, не исключает контроля центрального офиса, который теперь занимается непосредственно отслеживанием плана выполнения госзакупок, а не выполняет бесконечную процедуру согласования.

Еще один успешный прием экономии на госконтрактах касается ценовой политики. Часто в компании практикуется намеренное завышение максимальной стоимости договора. Такой маркетинговый ход привлекает больше участников, в результате чего начинается конкурентное противостояние, в ходе которого стоимость часто снижается до максимально низких показателей. Действенность ценовой политики "Ростелекома" подтверждают статистические данные: за несколько лет количество участников тендеров корпорации увеличилось вдвое, а число закупок с четырьмя и больше участниками выросло в 10 раз.

Некоторые проблемы в компании решают в меру их поступления. Например, необходимость выполнения постановления правительства о предоставлении 18% квот малому и среднему бизнесу в компаниях, годовая выручка которых составляет 10 млрд рублей и больше. Руководство компании считает такие квоты очень большими и поясняет, что МСБ в существенные закупки просто не подпадает по необходимым параметрам. На данный момент доля госзакупок у малых и средних предприятий составляет 6,98%. Но в корпорации подчеркивают, что работают над этим вопросом и надеются в ближайшее время найти решение, прибегнув к помощи правительства. Например, как один из вариантов рассматривается снижение квот для малого бизнеса с 18% к 9%.

Традиционный способ привлечения представителей МСБ к исполнению госконтрактов путем их дробления в "Ростелекоме" называют неприемлемым, поскольку такие действия влекут за собой неоправданно высокое повышение расходов. В основном компания задействует малый и средний бизнес при заключении договоров на строительство линий связи, транспортной логистики и транспорта, а также для обеспечения хозяйственных нужд, привлечения новых клиентов, незначительных ремонтных работ, аренды и продаж.

Последнее нововведение в компании – реализация программы по оптимизации расходов, в рамках которой планируют расширить область закупок, пересмотреть логистику, ввести категорию "закупки под ключ" и передать непрофильные функции от макрорегиональных филиалов в корпоративный центр.