Главное об электронных закупках

Регион себя покажет: Закупки у малого бизнеса становятся шире

За год крупные заказчики закупили у МСП на 432 млрд руб.

Регион себя покажет: Закупки у малого бизнеса становятся шире

Объемы закупок крупнейших заказчиков у субъектов малого и среднего предпринимательства с каждым годом увеличиваются. По итогам 2016 г. общий объем таких закупок составил более 1,511 трлн руб. Об этом свидетельствуют результаты мониторинга Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства (Корпорация МСП).

Согласно данным годовых отчетов, размещенных в Единой информационной системе (ЕИС), годовой объем закупок крупнейших региональных заказчиков у субъектов МСП составил 432 млрд руб. Средняя доля закупок у малого и среднего предпринимательства составила 69,5%, что в 3,9 раза превышает нормативно установленную квоту в 18%.

Ярослав Вахитов, руководитель проекта МЭЛТОР (Мастер электронных торгов), напомнил, что в июле 2015 г. критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства по выручке увеличились в 2 раза. Теперь к этой категории относятся и предприятия с выручкой под 2 млрд руб. в год. 2016 г. стал первым полным годом расчета показателей по новым критериям, то есть реальные показатели могли не сильно измениться, а статистически все выросло в разы. "Это еще и произошло за счет весьма солидных "средних предприятий" с выручкой от 1 до 2 млрд. руб.", — отметил Ярослав Вахитов.

Лидирует среди субъектов по объему закупок у малого бизнеса Москва, которая закупила в 2016 г. на сумму 87,9 млрд руб. Второе место заняла Республика Татарстан (45,8 млрд руб.), на третьем расположился Ханты-Мансийский автономный округ (40,3 млрд руб.). За ними последовали: Челябинская область (39,7 млрд руб.), Республика Башкортостан (32,7 млрд руб.), Санкт-Петербург (32,6 млрд руб.), Московская область (31 млрд руб.), Красноярский край (30,7 млрд руб.).

Корпорация МСП также выделила лидеров по закупкам у малого бизнеса среди конкретных региональных заказчиков. На 37,8 млрд руб. закупило челябинское акционерное общество "Областной аптечный склад", на 35,7 млрд руб. — государственная страховая компания "Югория" из города Ханты-Мансийск. Немного меньше,на 27,4 млрд руб., — "Мосводоканал" города Москва. На 23,9 млрд руб. у малого бизнеса закупило предприятие Красноярского края "Губернские аптеки".

По словам Ольги Черновой, заместителя генерального директора по правовым вопросам государственного предприятия Красноярского края "Губернские аптеки", наибольший объем закупок пришелся на конец года. Вероятно, по итогам нынешнего года можно ожидать аналогичных результатов. Важную роль традиционно будут играть результаты ноября-декабря, когда компании дозакупают остатки продукции. "В прошлом году нужно было соблюсти определенную долю закупок товаров, работ и услуг, которые были включены в перечень утвержденный предприятием. Компании к концу года еще включали в этот переченьтовары, работы и услуги, чтобы выполнить установленную долю. Чтобы соблюсти положенный объем, требуется немало усилий", — рассказала Ольга Чернова. К тому же на фармацевтическом рынке не так много компаний из числа субъектов малого и среднего предпринимательства, которые могли бы справиться с условиями контракта и поставить необходимую продукцию. 

Согласно мониторингу Корпорации МСП, чаще всего у малого бизнеса в регионах крупные компании закупали лекарства, медицинские продукты и материалы, а также строительные, монтажные и ремонтные работы. Но о том, как справляются предприятия с выполнением контракта, говорить рано. Среди самых распространенных нарушений в сфере закупок пока остаются: поставка не тех услуг и работ или не того оборудования, продление или срыв сроков контрактов, иногда без обоснования.

"Малый бизнес еще не успел выполнить контракты прошлого года, поэтому говорить об эффективности его работы пока не приходится. Сейчас трудно судить, будет ли он добросовестно исполнять свои обязательства или произойдут какие-то накладки во время исполнения контракта", — считает Ольга Чернова.

По словам Ярослава Вахитова, в нарушениях сроков контрактов и обязательств малым бизнесом ситуации бываютразные. Чтобы отсечь заведомо недобросовестных поставщиков,есть и реестр, и сервисы проверки контрагентов. "Чаще приходится слышать жалобы на заказчиков. Например, не пустили осмотреть объект для ремонта, неподписали акта после поставки товаров, выдвинули чересчур жесткие критерии к поставщику, ограничивающие конкуренцию и т.п. Таким образом, накапливается масса поставщиков с негативным опытом участия в закупках", — говорит эксперт.

Следующим шагом Корпорации МСП станет проведение мониторинга вместе с крупнейшими заказчиками, который поможет определить исполнение госконтрактов со стороны субъектов МСБ. Основные критерии – качество и оперативность выполнения заказа. Новый мониторинг позволит точечно улучшить инструменты поддержки малых и средних компаний. К тому же, сейчас Федеральная антимонопольная служба разрабатывает план развития конкуренции, который среди двух десятков предлагаемых мер предусматривает принуждение крупного частного бизнеса к закупкам товаров и услуг у малых компаний.Пока эта норма действует только для закупок государства и госкомпаний.

Для справки:
По результатам проведения мониторинга, Корпорацией МСП сформирован отчет, который размещен в Единой информационной системе. Отчет содержит количественные показатели, характеризующие соблюдение региональными заказчиками требований законодательства, предусматривающих участие субъектов МСП в закупках.
Двухуровневая процедура оценки соответствия, которую проводит Корпорация МСП и уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, направлена на увеличение доли закупок у субъектов МСП. 
Автор: Ангелина Жукова.