Главное об электронных закупках

Реформа системы госзакупок в России вновь на повестке дня

Президент Дмитрий Медведев поручил правительству до 1 июля будущего года внести в Госдуму законопроект о Федеральной контрактной системе. Ранее предполагалось, что отдельные элементы новой системы заработают уже в начале 2012 года. Почему буксует реформа, выяснял экономический обозреватель "Вестей ФМ" Леонид Гурьянов

Реформа системы госзакупок в России вновь на повестке дня

Гурьянов: Деловые СМИ отнесли дискуссии во властных кругах относительно будущей конфигурации системы госзакупок к одним из основных противостояний года. По разные стороны баррикад оказались Федеральная антимонопольная служба и Минэкономразвития, которые представили свои концепции реформы. ФАС считает, что можно ограничиться совершенствованием существующей системы. Минэкономразвития при поддержке Дмитрия Медведева продвигает более радикальную реформу. Комментирует независимый эксперт Александр Разуваев.

Разуваев: У нас очень рисковый бюджет на ближайшие годы, который будет работать только при высоких ценах на нефть. Соответственно стараются сделать госрасходы максимально эффективными. По мнению участников фондового рынка, при госзакупках в среднем цены завышены на 30 процентов. Это вот и есть коррупционная составляющая.

Гурьянов: Основные противоречие между ФАС и МЭР — способы закупок. Ведомство Эльвиры Набиуллиной предлагает не зацикливаться на электронных торгах, которые не позволяют, например, эффективно заказывать научно-исследовательские работы. Минэкономики планирует разрешить такие механизмы, как переговоры и различные виды открытых конкурсов.

В ФАС считают, что это расширит поле для злоупотреблений. Острота противостояния дошла до того, что антимонопольщики называли ФКС "Федеральной коррупционной системой". Возражения МЭР заключаются в том, что ФКС позволит контролировать госзакупки на всех стадиях процесса, а не только во время размещения заказа, как сейчас. Кроме того, усилится контроль качества, отмечает замминистра экономического развития Алексей Лихачёв.

Лихачёв: Мы планируем вскрыть пространство для общественного контроля и на этапе планирования. То есть в трёхлетней перспективе мы покажем, что и для каких нужд планирует закупить государство и по каким ценам. Принципиально важно для нас открыть результаты. Показать, насколько построенный детский сад соответствует заранее заявленной проектной документации.

Гурьянов: Плюс к тому должно появиться и отдельное ведомство, ответственное за эту сферу, — Росзакупки. В итоге дополнительная экономия должна составить десятки процентов, говорит Алексей Лихачёв.

Лихачёв: Только одно завышение цен и борьба с ним может дать до 15-17% экономии. Начальные цены сейчас устанавливаются достаточно волюнтаристски, с неким запасом, думая что потом там рынок расставит всё по местам, цену собьёт. Не всегда рынок сбивает цену. Особенно если речь идёт о крупных государственных заказах.

Гурьянов: В предложениях Минэкономразвития есть свой резон, соглашается экономист Александр Разуваев. Но полностью избавиться от коррупционной наценки в госзакупках будет непросто, и дело тут не только в нормах закона, но и как они исполняются, полагает эксперт.

Лихачёв: То, что Минэкономразвития предлагает, должно сделать госзакупки более дешёвыми Появление ведомства, которое будет за это отвечать это тоже хорошо, потому что ясно, с кого спрашивать. Другое дело, что например переговоры и прочие менее прозрачные процедуры они, в общем, оставляют поле для коррупции, потому что иногда коррупционные связи проследить достаточно сложно.

Гурьянов: ФАС предлагает усилить контроль, централизовав функции по размещению заказов на уровне федеральных министерств и специальных уполномоченных органов в регионах. Специальные ведомства должны отвечать за проверку обоснованности начальных цен, и анализировать результаты исполнения контрактов. 

Статьи по теме