Главное об электронных закупках

Реформа бюджета-2016: усиление контроля и выдача денег по "платежкам"

В этом году правительство ввело новый механизм выделения и контроля бюджетных средств. Некоторые из норм прописаны в законе о бюджете, по ним дорабатываются подзаконные акты. Контролировать будут и расход субсидий, выделяемых на госзакупки федеральных и муниципальных ведомств.

Реформа бюджета-2016: усиление контроля и выдача денег по "платежкам"

Бюджетные средства с этого года будут выделяться только при обоснованности их необходимости или в качестве компенсации понесенных ранее расходов. Все не потраченные бюджетные деньги госведомства обязаны вернуть в федеральный бюджет до 1 апреля 2016 года. Татьяна Нестеренко, первый замминистра Минфина, отметила, что это правила касаются всех бюджетных распределений — инвестиций, расчетов по государственным контрактам, субсидий юридическим лицам. До 1 июля 2016 года министерства и ведомства РФ совместно примут решение о судьбе этих остатков. На данный момент сбор не потраченных чиновниками денег поможет повысить ликвидность казначейства России, увеличить размер бюджета, сократит и удешевит займы.

Также, сэкономить бюджетные средства в этом году планируют за счет ужесточения контроля за их распределением и тратами. До 31 марта 2016 все госкорпорации должны утвердить проектные документы на объекты капитального строительства, проходящим по федеральным адресным инвестпрограммам. В противном случае их инвестирование будет сокращено. Если расходы по ним не начаты до октября, то финансирование будет отозвано.

Счетная палата недавно критиковала госкомпании за то, что те не тратят бюджетные инвестиции, а копят их на своих счетах. Теперь же, они вообще не смогут получить государственное финансирование, если и дальше будут размещать бюджетные деньги на банковских депозитах, вкладывать их в финансовые инструменты или передавать другим компаниям.

Реформа бюджетного авансирования
Нестеренко отметила, что каждый рубль должен передаваться из бюджета только при обосновании потребности в нем. Минфин собирается отказаться от авансирования госзакупок готовых товаров массового потребления. Александр Строганов, генеральный директор Центра размещения госзаказа, не видит в реформе опасности для рынка госконтрактов. Сейчас многие госзаказчики и так запретили авансирование госзакупок в своих внутренних правилах.

Все госконтракты с суммой авансирования свыше 100 млн рублей (исключение — гособоронзаказы) будут контролироваться казначейством. Исполнители госконтрактов обязаны открывать свои счета только в Федеральном казначействе, деньги с которых будут выдаваться после проверки запроса на получение средств по той или другой статье расходов. Строганов напомнил, что раньше промышленники, получая субсидии с казначейских счетов, тратили их бесконтрольно. Теперь же деньги из бюджета будут выделяться только по конкретным «платежкам».

Строганов уверен, что новая система выделения бюджетных средств на госконтракты не причинит неудобств добросовестным исполнителям госзаказа, но посредники, реализующие ранее серые схемы, будут вынуждены отказаться от них или искать другие пути обхода закона.

Так как из финансовой системы будет изъята значительная часть средств, у банков могут возникнуть проблемы, считает сотрудник казначейства. Но Министерство финансов договорилось с Центральным Банком России о том, что тот в случае необходимости оценит выпадающую сумму и соотнесет ее со своими денежными и кредитными целями. После этого решение о возврате средств может быть пересмотрено, что позволит минимизировать ущерб банковским учреждениям от реформы.