Главное об электронных закупках

Реальные шаги к виртуальным торгам

Все ближе момент, когда система государственного заказа переедет в интернет. Уже с 1 июля все федеральные структуры обязаны будут проводить торги только в электронной форме, а с 1 января 2011 г. процедура станет обязательной также для региональных и муници­пальных заказчиков.

 Между тем, согласно интернет-опросу портала «Альянс медиа», 60% предпринимателей никогда не участвовали в электронных торгах, а 20% вообще не знают, что это такое. Лишь 20% из 5000 респондентов ответили, что уже знакомы с сетевыми аукционами.

Некоторые эксперты считают, что на деле пользователей электронных торгов и того меньше: около 2%, и отмечают, что уровень инфор­мационной грамотности предпринима­телей зависит от региона — от того, насколько активно пропагандируются в нем электронные возможности для бизнеса.

Как обстоит ситуация с переходом на электронные аукционы в Красноярске, какова готовность властей и представителей бизнес-сообщества Красноярского края к пред­стоящим переменам, а также что нужно делать предпринимателям, которые собираются участвовать в электронных торгах?

За разъяснениями «ДЕЛА.ru» обратились к зам­начальнику отдела агентства госзаказа Красноярского края Игорю Рудневу и директору представительства ММВБ в Красно­ярске Петру Чижикову.

Подпись без «Паркера»…

 Начнем с того, какой порядок действий должны будут совершить предприниматели, намереваясь поучаствовать в электронной торговле.

Весь документооборот, связанный проведением интернет-торгов, обретает электронный вид. В связи с этим основное действие, которое должно предшествовать участию в электронных аукционах, — получение электронно-цифровой подписи. Она необходима всем основным субъектам торгов, и заказчикам, и поставщикам.

Заказчики могут получить ЭЦП в территориальных органах федерального казначейства по месту своего нахождения. Участники — в любом удостоверяющем центре, соответ­ствующем требованиям технического регламента той торговой площадки, на которой они собираются пройти аккредитацию. «При этом возможен вариант использования ЭЦП на нескольких площадках в случае наличия договора между удостоверяющими цен­трами», — говорит Игорь Руднев.

По словам Петра Чижикова, в системе, к примеру, электронно-торговой площадки ММВБ «Госзакупки», участники аукционов могут получить электронно-циф­ровую подпись в уполномоченном удостоверяющем центре ММВБ. «Список всех удостоверяющих цент­ров будет опубликован в ближайшее время, после согласо­вания с Министерством эко­номического развития Российской Федерации», — уточняет директор красноярского представительства.

…и заявка без бумаг

 Получив электронно-цифровую подпись, предприниматель должен зарегистрировать свою компанию на электронной торговой площадке с целью получения аккредитации. По словам Петра Чижикова, процедура аккредитации достаточно стандартная. Она вклю­чает сбор пакета необходимых документов, заполнение заявки и направление заявки с приложением документов в электронной форме оператору электронной торговой площадки.

«Требования, предъявляемые к участникам торгов, остались прежними: непроведение ликвидации участника, неприостановление его деятельности, отсутствие налоговых задолженностей, отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков и т.п.», — перечисляет Игорь Руднев. Рассмотрение заявки на аккредитацию участника торгов занимает, согласно действующему законодательству, 5 рабочих дней.

Имея аккредитацию, компания сможет принимать участие в любом из объявленных на площадке аукционов без необ­ходимости собирать в каждом конкретном случае увеси­стый пакет документов. Оба эксперта отмечают, что по сравнению с «бумажными» торгами процедура подачи заявки на участие в электронном аукционе значительно упрощена.

«Большинство документов предоставляется при аккре­дитации на ЭТП. После прохождения процедуры аккре­дитации заявка на участие в том или ином аукционе фактически состоит из согласия участника на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся пред­метом торгов, и предоставления соответствующей лицензии, если она необходима по требованиям законодательства», — говорит Игорь Руднев.

«В отличие от прежнего порядка подачи заявок, нотариального заверения копий учредительных и иных необходимых документов не требуется, — отмечает Петр Чижиков. — Ответственность за полноту и корректность представленных сведений сотрудник организации несет, подписывая заявку своей электронной подписью».

Все данные об аккредитованном участнике торгов будут храниться на электронной площадке в течение трех лет.

Поле виртуальной деятельности

Какую электронную площадку нужно будет выбирать красноярским предпринимателям? По мнению Петра Чижикова, аккредитацию следует получать на той ЭТП, где разме­стится информация об аукционах, объявленных заказчиками из Красноярского края. Хотя формально, отмечает директор представительства ММВБ, поставщик услуг может быть аккредитован на любой из отобранных правительством РФ площадок, «где проводятся аукционы по интересующей его номенклатуре продукции».

 Игорь Руднев называет пилотные площадки, опреде­ленные распоряжением Правительства РФ для нужд феде­ральных заказчиков: это ОАО «Единая электронная торго­вая площадка», ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан», ЗАО «Сбербанк-Автома­тизированная Система Торгов».

Кроме того, в январе 2010 г. Минэкономразвития РФ и ФАС РФ отобрали для размещения госзакПоле виртуальной деятельностизов всех уровней пло­щадки ЗАО «ММВБ-Информационные технологии» и ООО «Индексное агентство РТС». «В нашем регионе переход на одну из указанных площадок планируется в III квар­тале 2010 г.», — заявляет Игорь Руднев. Сейчас в крае ведутся переговоры со всеми операторами, анализируются преимущества той или иной площадки.
По словам г-на Руднева, сроки экспериментального перехода на электронные торги у нас также зависят от того, когда указанные торговые площадки начнут свою работу: «В настоя­щий момент соглашение между Минэкономразвития, ФАС России и операторами электронных площадок о начале их функционирования не подписано».

С 2011 г. в интернете должен заработать единый информационный портал, на котором легко будет получить сведения о каждой из действующих ЭТП.

Для хозяев тайги

 Закономерно возникает вопрос: как смогут участвовать в обязательных электронных торгах предприятия из отда­ленных районов края, где пока об интернете остается только мечтать?

Игорь Руднев считает: «В современных условиях крайне сложно представить ведение любого бизнеса в отсутствие обеспечивающих его функциони­рование технических средств, одним из которых является интернет».
Безусловно, в отдаленных районах эта про­блема существует, но, по мнению чиновника, решать ее должны не только власти, но и сами предприниматели.
Многое зависит и от предприятий, оказывающих услуги предоставления доступа в интернет.

Как полагает Петр Чижиков, даже без интернета вопрос об участии в электронных торгах решается просто: интересы предпринимателей «из глубинки» может представлять уполномоченное лицо, аккредитованное на электронной торговой площадке.
Или они смогут принимать участие в аукционе самостоятельно, «на площадях, которые должен предоставить оператор торговой площадки в случае, если у участника торгов нет доступа в сеть интернет. В представительстве ЗАО „ММВБ“ в Красноярске для этих целей имеется 8 выделенных рабочих мест. В условиях, когда дата и время проведения аукциона известны заранее, решение этого вопроса не представляет сложности».

Электронное просвещение

 Вернемся к проблеме информационной безграмотности: почему многие бизнесмены до сих пор не знакомы с электронными аукционами?

«Неучастие предпринимателей в электронных торгах сегодня, в первую очередь, связано с новизной самой процедуры электронных торгов и наличием большого количества торгов в форме обычных аукционов, конкурсов и запросов котировок, в которых такие предприниматели принимают участие, — считает Игорь Руднев.

— При этом доля электронных торгов на настоящий момент весьма незначительна. Впоследствии, при переходе на размещение заказов только посредством электронных торгов, весь сегмент предпринимателей, участвующих в обычных торгах, естественным образом перейдет на участие в торгах в электронной форме».

По словам г-на Руднева, до сих пор в крае существуют компании — в том числе и круп­ные, — которые никогда не выдвигают свою кандидатуру не только на элект­ронных, но и на обычных торгах. «Несомненно, есть желание привлечь и такие компании, то есть предложить им попробовать принять участие в электронных торгах, а потом уже делать выводы», — говорит Игорь Руднев.

Благо, возможность попробовать есть у каждого. В Красноярском крае ситуация с «электронным просвещением» обстоит неплохо для обеих сторон — государственных заказчиков и предпринимателей. «Уровень готовности краевых государственных заказчиков к переходу на электронные торги достаточно высок, — уверен Игорь Руднев.

— Большинством заказчиков получены электронно-цифровые подписи, а многие уже принимали участие в электронных торгах, проводимых на площадках агентства государственного заказа Красноярского края, либо прошли обучение на курсах повышения квалификации в части проведения открытых аукционов в электронной форме».

По словам Петра Чижикова, правительство Красноярского края, Союз промышленников и предпринимателей Красноярского края и представительство ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа» в Красноярске проводят совместную работу по информированию предпринимательского сообщества о перспективах и механизмах проведения открытых аукционов в электронной форме.

Так, в апреле в рамках III региональной конференции представителей малого и среднего бизнеса «Бизнес и власть: модернизация отношений» прошел семинар «Об особен­ностях размещения государственного (муниципального) заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме» с участием специалистов ЗАО «ММВБ».

В ближайшее время, 28 мая, в Заксобрании края пройдет круглый стол по проблеме электронных торгов. Кроме того, с октября 2009 г. исполнительный директор Регио­нального консалтингового центра «Государственные и муниципальные закупки» Геннадий Орлов проводит серию семинаров по данной теме, где рассматриваются большинство вопросов, касающихся госзаказа.

Ближайший семинар, по сообщению Геннадия Орлова, проходит буквально сейчас (19-20 мая) на базе ЦНТИ, тел. приемной 211-01-78.

Скандал на пустой площадке

Небольшое отступление по делу. Созданная в прошлом году электронная площадка краевого агентства госзаказа, на которой были успешно проведены десятки торгов, сегодня оказалась в центре внимания прессы. В связи с изменениями в законода­тельстве, вступившими в силу 13 мая, Красноярское управление федеральной антимонопольной службы обратилось в прокуратуру с жалобой на то, что агентство госзаказа нарушает закон: согласно ст. 65 94 ФЗ, электронные торги могут проводиться только на пяти площадках, определенных правительством РФ.

В агентстве госзаказа по просьбе «ДЕЛА.ru» ситуацию прокомментировали так:
«Обвинения, выдвинутые Красноярским УФАС, являются безосновательными. На момент функционирования площадки агентства госзаказа Красноярского края законода­тельством, действующим в сфере размещения заказов, не был регламентирован порядок отбора ЭТП с целью проведения торгов для региональных заказчиков».

Вместе с тем согласно ч. 29 ст.65 94 ФЗ до 1 июля 2010 г. заказчики и уполномоченные органы были наделены правом по своему усмотрению проводить открытые аукционы в электронной форме (в порядке, установленном главой 3.1 или ст. 41 с учетом ограничения в ч.3 ст. 32 94 ФЗ).

«В связи с отсутствием электронных торговых площадок на территории Красноярского края, предназначенных для размещения заказов для нужд краевых заказчиков, в админи­страции края было принято решение о проведении открытых аукционов в электронной форме на площадке агентства госзаказа.
Проведение электронных торгов на краевом уровне было обусловлено необходимостью подготовки краевых государственных заказ­чиков к масштабному переходу на элект­ронные торги на отобранной федеральной площадке на момент начала ее функцио­нирования и подписания соответствующих соглашений.

Таким образом, функционирование ЭТП агентства государственного заказа Красно­ярского края до 13 мая 2010 г. абсолютно законно», — поясняет Игорь Руднев.
С 13 мая в связи со вступлением в силу изменений федерального закона размещение заказов на электронной площадке агентства госзаказа Красноярского края приоста­новлено.

Что касается федеральных площадок, то, как уже упоминалось, краевое правительство планирует начать проведение открытых аукционов в электронной форме по некоторым группам товаров уже с июля 2010 г. «Можно сказать, что мы двигаемся по графику», — резюмирует Петр Чижиков.

Всем заинтересованным лицам следует время от времени заходить на krasgz.ru: «Информация о начале проведения открытых аукционов в электронной форме на феде­ральной площадке будет заранее опубликована на официальном сайте агентства государственного заказа Красноярского края», — сообщает Игорь Руднев.

Шире круг революционеров

 

В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что введение электронных аукционов — необходимая государственная мера. Игорь Руднев отмечает: «Во-первых, предприни­матели получают беспрецедентную возможность участво­вать во всех торгах, проводимых для нужд государст­венных заказчиков любого уровня и на любой террито­рии». Поскольку торги сконцентрированы на ограни­ченном количестве площадок, их легко отслеживать. Упрощается также система подачи заявок, требования к их составу и оформлению.

Во-вторых, внедрение электронных торгов повысит проз­рачность всей системы государственных закупок и сведет к минимуму возможность сговора участников вследствие обезличенности самих заявок. «Никто, в том числе организатор торгов, на момент рассмотрения заявок и проведения аукциона просто не видит, кто подал заявку. В настоящий момент ущерб, наносимый бюджету Красноярского края от обозначенных сговоров, особенно в строительной отрасли, колоссален», — говорит Игорь Руднев.

«Также внедрение электронных торгов, — полагает Петр Чижиков, — позволит автоматизировать процессы взаимодействия участников торгов, снизить затраты на выполнение государственных заказов и сократить сроки их проведения.
Информационные ресурсы обеспечивают публичность процесса закупок продукции для государственных нужд, равноправие в процессе закупок и открытый доступ к инфор­мации по заключенным контрактам».

Упрощение процедуры торгов, исключение возможности сговора, экономия — в среднем на 10–15% по сравнению с 2–5% на обычных аукционах — вот вкратце основные досто­инства нововведений. Но по большому счету переход на электронные торги продиктован самим временем. Не за горами появление так называемого электронного правительства и вообще «электронизация всей страны».

Информационная революция в развитых странах мира давно свершилась, пора и России, наконец, покончить со своим бумажным настоящим.