Главное об электронных закупках

Реалии рынка удостоверяющих центров, выдающих электронную подпись

Электронная подпись, введенная для упрощения и удобства работы с верификацией документов, нередко используется для выманивания денег. Ведь в нынешних реалиях бизнесменам для совершения любого действия приходится заказывать отдельную электронную подпись.

Реалии рынка удостоверяющих центров, выдающих электронную подпись

Некоторые из госструктур иногда выделяют какие-либо конкретные удостоверяющие центры (УЦ), делая их если не единственными обладателями права по выдаче электронной подписи, то предпочтительными. Вследствие такого чрезмерного доверия к одним УЦ другие центры теряют возможность конкурировать. Именно это обстоятельство и послужило призывом к введению единых электронных подписей (ЭП).

Используется электронная подпись уже второй год с момента принятия закона №63-ФЗ. Отправить онлайн-заявку на получение ЭП вы можете на нашем портале. Реализация же электронной подписи на практике затруднена. В частности, нередки нарушения при выдаче и использовании ЭП. Основная часть ответственности за такие правонарушения ложится на аккредитованные УЦ, которые готовы пренебречь своими обязанностями, угождая клиентам. Примерами можно привести ситуации, когда УЦ особо не заботится об актуальности вносимых в сертификаты ЭП данных или же не достаточно скрупулезно проверяет личность заявителя. С точки зрения доверия к УЦ, такие нарушения — очень опасные.

Одной из самых важных законодательных инициатив по закону №63-ФЗ об электронной цифровой подписи (ЭПЦ) можно назвать идею реализации универсального ее варианта. На практике же стало понятно, что считать квалифицированную ЭП абсолютно универсальной невозможно по различным причинам. Одна из них — отсутствие необходимых инструментов, с помощью которых можно было бы проверить владельцев квалифицированных сертификатов.

В то время как экспертным сообществом ведутся разработки подходящих механизмов решения для введения универсальной ЭП, некоторые операторы информационных систем накладывают вопиющие ограничения. Примером можно привести Комитет по тарифам Санкт-Петербурга, который на сайте Единой информационной аналитической системы ФСТ РФ разместил информацию о том, что для работы на портале участники электронного взаимодействия могут приобрести электронную подпись только лишь у ГУП «СПб ИАЦ». Под этот удостоверяющий центр на портале даже создавались технические условия. Такое решение оператора потребовало вмешательства антимонопольной службы, ведь получив электронную подпись в другом УЦ, компания все равно не будет иметь возможность сдать отчетную документацию в орган контроля.

Нельзя не сказать и о безвыходном положении УЦ, в которые они попали из-за правовых коллизий. Например, согласно законодательным нормам, без страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС) квалификационный сертификат не может считаться заверенным. При этом законодательство ограничивает получение СНИЛС некоторым лицам, например – иностранцам. Таким образом, при обращении высококвалифицированных иностранных специалистов за электронной подписью УЦ вынужден им отказывать, не смотря на то, что они являются крупнейшими клиентами.

Минкомсвязью постоянно ведется работа в направлении совершенствования закона об электронной подписи. Недавно были приняты поправки к закону № 63-ФЗ, которые дополнят его статью 17 частью 2.1. В ней оговорены положения, согласно которым операторы муниципальных, государственных и некоторых других информационных систем не могут требовать наличия в квалифицированном сертификате контрагента информации, которая ограничивает его использование в прочих информационных системах. Также новые законодательные нормы уточняют порядок проверок, проводимых над аккредитованными удостоверяющими центрами. В частности, в них оговорена возможность проведения внеплановых проверок УЦ при наличии мотивированных обращений о его нарушениях.

Среди прочих законодательных нововведений стоит отметить ужесточение требований к аккредитованным УЦ в плане повышения минимального размера их чистых активов и объемов, предоставляемой ими финансовой ответственности. Такое ограничение обязательно скажется на уменьшении в России количества УЦ. Однако назвать это категорически отрицательным моментом все же нельзя, ведь оставшиеся на рынке крупные УЦ смогут предоставлять услуги более высокого качества.

Положительным законодательным решением для рынка ЭП можно назвать закрепление возможности за аккредитованными УЦ доступа к данным госинформ ресурсов, что скажется на увеличении скорости и качества проверки личностей заявителей и предоставленной ими информации.

Последним в этой статье важным законодательным решением в законе об электронной подписи мы отметим введение единой квалифицированной подписи, использовать которую можно будет для всех целей. После принятия такого законопроекта участниками электронного документооборота уже не смогут быть введены ограничения применения ЭП. Таким образом, подобные нелегитимные вольности операторов информационных систем будут пресечены.

Статьи по теме